Введение в мобильную фотографию

Мобильные телефоны и смартфоны прочно вошли в нашу жизнь. Каких-то 15-20 лет назад они были не такими массовыми и доступными, но развитие технологий и их удешевление позволили сегодня практически каждому жителю земли иметь при себе мобильное устройство (конечно там, где это имеет смысл). С простых кнопочных звонилок с маленьким дисплеем и минимальной функциональностью телефоны превратились в сложные многофункциональные устройства – смартфоны. Одной из ключевых функций, которой обзавелись сначала телефоны, а потом и смартфоны, стало появление цифровой камеры. Мой первый телефон в далёком 2005 году был скромным устройством с монохромным дисплеем, что делало невозможным его использование в качестве фотоаппарата. Но уже тогда я знал (и даже видел в рекламе и у друзей) что существуют телефоны с фотокамерами. И уже тогда был абсолютно уверен в том, что в будущем эта технология будет очень востребованной, а качество фото, сделанных на телефоны, приблизится к уровню классических фотоаппаратов. Прошло каких-то 15 лет, телефоны и смартфоны смогли потеснить не только плёночные и бюджетные цифровые фотоаппараты, но и создать проблемы производителям дорогих фотографических устройств. В некоторых аспектах (например, использование нескольких фото модулей для разных целей, развитие технологий искусственного интеллекта при обработке снимка) смартфоны обогнали даже дорогие цифровые фотоаппараты. Более того, наличие мощной аппаратной начинки (позволяющей быстро фотографировать, просматривать и редактировать снимки), большого дисплея, доступа к мобильному интернету и постоянного наличия в кармане позволило сделать смартфоны самыми популярными фотоаппаратами, благо качество фотографий, сделанных ими, достаточно для большинства пользователей. Сегодня каждый владелец смартфона может сделать фотографии в любое время и в любом месте не только для домашней коллекции, но и выставив их на всеобщее обозрение в интернет.

К сожалению, лишь небольшой процент пользователей смартфонов знают все тонкости использования фотоаппарата в своих устройствах. Поэтому автору хотелось бы начать с азов и помочь читателю разобраться в основных понятиях и терминах, связанных с фотографией. В этой статье я попытаюсь максимально просто, но в то же время информативно объяснить ключевые параметры фотосъёмки, а также рассказать о их влиянии на конечный снимок.

Экспозиция

Для любого начинающего фотолюбителя важно знать понятие экспозиции. Давайте посмотрим, что говорит Википедия: «Экспозиция (в фотографии, кинематографе и телевидении) — количество актиничного (видимого) излучения, получаемого светочувствительным элементом». В среде фотографов существует понятие «правильная экспозиция», что означает получение фотографии с нужной яркостью, когда на фото достаточно хорошо видны как яркие объекты (например, светящаяся вывеска магазина или небо на заднем фоне), так и тусклые (например, плохо освещённые или находящиеся в тени объекты).

Примеры снимка с различной экспозицией (слева направо):
слишком малая экспозиция (недодержка), нормальная экспозиция, слишком большая экспозиция (передержка)

В обычной жизни выбор правильной экспозиции часто связан с тем, как фотограф видит объект съёмки своими глазами. То есть, если фото получилось светлее или темнее чем то, что мы видим собственным зрением, то нам будет казаться, что снимок выглядит неестественным. Хотя это и не обязательное условие, ведь в некоторых случаях камеры могут запечатлеть то, что не видно человеческому глазу (например, ночная съемка) или нужно достичь определённого художественного эффекта.

Пример ночного фото, сделанного на смартфон: звёзд на фото гораздо больше, чем наблюдатель видит своим зрением,
а комета Neowise имеет ярко выраженный хвост

Таким образом, подбор правильной экспозиции является одной из ключевых задач фотографа. На практике экспозиция зависит от трёх параметров – диафрагмы объектива, времени выдержки и светочувствительности плёнки или цифровой матрицы. Как минимум два из трёх параметров можно изменять при ручном режиме съёмки на смартфон. Давайте же подробно рассмотрим их.

Диафрагма

В среде профессиональных фотографов хорошо известно понятие диафрагмы. Обычно это механизм, создающий округлое отверстие определённого диаметра, расположенный за линзой объектива фотографического устройства. В большинстве фотоаппаратов диафрагма представляет собой механизм с изменяемым размером отверстия. За счёт изменения параметров диафрагмы можно добиться изменения двух важных эффектов фотосъемки – светочувствительности и глубины резкости.

Диафрагма обычно расположена внутри объектива за одной из линз. На фото изображена ирисовая диафрагма, размер отверстия которой может регулироваться

Начнём со светочувствительности. Чем она выше, тем светлее будет кадр при прочих равных параметрах. Касательно глубины резкости можно сказать следующее. Многие из вас слышали про такой эффект как боке. Он выражается в том, что при съёмке определённого объекта (например, портрета человека) задний фон размывается, что позволяет выделить объект и добиться определённого визуального эффекта. Таким образом, чем выше глубина резкости, тем менее размытым будет задний фон позади объекта съёмки (то есть боке менее выражен или вовсе отсутствует). И наоборот, чем меньше глубина резкости, тем более размытым будет задний фон.

В современных смартфонах всё гораздо проще. Подавляющее большинство из них имеют фиксированную диафрагму у каждого фото модуля (то есть, у смартфона с несколькими камерами параметры диафрагмы для каждой из них могут отличаться, что чаще всего и бывает). При этом встречаются смартфоны, у которых фото модуль с изменяемой диафрагмой, например Samsung Galaxy S9 и S9 plus, правда в них всего два фиксированных значения диафрагмы – f/1,5 и f/2,4. В новых же моделях линейки Galaxy S20 компания отказалась от изменяемой диафрагмы по неизвестным мне причинам.

На фото видны два варианта открытия диафрагмы для смартфона
Samsung Galaxy S9 plus — f/2,4 (слева) и f/1,5 (справа)

Таким образом, не имея возможности изменять диафрагму смартфона, можно лишь констатировать её наличие и определить её числовое значение. Именно оно даёт определённую информацию для размышления.

Обычно значение диафрагмы отображается следующим обозначением – «f 1/X» или просто «f/X», где «X» — число большее единицы. Например – f/1,4; f/1,7; f/2,0; f/2,4 и т.д. Это значение («1/X») обозначает отношение входного зрачка объектива (диаметр отверстия диафрагмы) к фокусному расстоянию для данного объектива. Это не обязательно помнить, достаточно лишь знать одну простую вещь – чем большее значение в знаменателе (тот самый «X» в нашем обозначении) тем меньшее отверстие диафрагмы. Например, отверстие диафрагмы со значением f/1,8 будет больше чем со значением f/2,4. А что нам даёт большее отверстие диафрагмы? В первую очередь, оно позволяет увеличить светочувствительность и соответственно получить более светлые снимки (при прочих равных условиях). Также оно позволяет сделать более выраженным эффект боке (другими словами — сильнее размыть задний фон).

Стандартные значения диафрагмы. Чем большее значение в знаменателе, тем сильнее закрыта диафрагма

В последние годы производители пытались максимально увеличить значение диафрагмы в камерах мобильных устройств. Наряду с другими усовершенствованиями (аппаратными и программными) это позволило улучшить качество вечерних и ночных фото, сделанных на смартфоны. Если в устройствах 2008-2010 годов применялись значения диафрагмы f/2,6 – f/2,8, то в сегодняшних смартфонах это значение увеличилось до f/1,5 – f/1,8. Но даже сегодня можно встретить смартфоны, у которых основная камера имеет значение диафрагмы f/2,0 или даже f/2,2. Правда с каждым днём их становится всё меньше.

Хотелось бы предостеречь читателя от поспешных выводов. Дело в том, что одно лишь значение диафрагмы в смартфонах само по себе ни о чём не говорит. Чтобы сравнивать фотографии с двух устройств в условиях недостаточной освещённости нужно учитывать множество других факторов – технологии и размер матрицы, её разрешение, оптику, наличие оптической стабилизации, алгоритмы обработки снимка и т. д. Тем не менее, при прочих равных параметрах, более светосильная оптика (больший размер отверстия диафрагмы) способна делать более качественные и освещённые снимки в условиях недостаточной освещённости. А усиление эффекта боке для такой оптики является лишь приятным бонусом.

Выдержка

Одним из ключевых параметров фото съёмки является выдержка. С технической точки зрения, это время, в течение которого свет (до этого прошедший через линзы и отверстие диафрагмы объектива) попадает на плёнку либо светочувствительную матрицу (для плёночных фотоаппаратов или цифровых соответственно). Чем больше это время, тем светлее получается снимок.

В фотографических устройствах время выдержки обычно указывается в секундах или долях секунды. Например, выдержка 1/3 означает время попадания света на матрицу или плёнку равное 1/3 секунды, или примерно 333,3 миллисекунды. Следуя этому примеру, выдержка 1/15, 1/30 или даже 1/1000 обозначает соответственно доли секунды, в течение которых свет попадает на светочувствительный элемент фотоаппарата. Целое числовое значение выдержки указывает время в секундах, в течение которого свет попадает на матрицу или плёнку. Например – 1 с (секунда), 2 с, 4 с, 8 с, 16 с и так далее. Буква «с» для обозначения выдержек от одной секунды и более является обязательной (для долей секунды символ «с» можно использовать по желанию).

Влияние выдержки на смазывание объектов на фото. Обратите внимание как уменьшение времени выдержки

(слева направо) влияет на отображение спиц и протектора покрышки

Каким же образом удаётся достичь определённого времени попадания света на матрицу фотоаппарата? Для этих целей используется затвор. Во всех старых и многих современных фотоаппаратах применяется механический затвор. Обычно он представляет собой шторку, расположенную непосредственно перед плёнкой либо светочувствительной матрицей фотографического устройства. При нажатии кнопки спуска шторка открывается на заданное время (время выдержки, которое мы настроили), что позволяет свету, идущему от объектива камеры, попасть на светочувствительный элемент и сохраниться на нём. Чем большее время выдержки, тем больше света попадает на светочувствительный элемент, соответственно конечное изображение будет более светлым. Кому интересно понаблюдать за принципом работы механического затвора на современных зеркальных фотоаппаратах, смотрите видео с канала «The Slow Mo Guys».

Пример механического затвора современного фотоаппарата

С появлением цифровых фотоаппаратов и других фото устройств с цифровой матрицей (видеокамеры, смартфоны) стало возможным использование электронного затвора. В этом случае никакой механической шторки (или другой преграды) между объективом и светочувствительной матрицей нет. Свет непрерывно попадает на цифровую матрицу устройства. Выдержка определяется временем между обнулением матрицы и моментом считывания с неё информации. В современных смартфонах используется именно такой тип затвора.

Камеры в современных смартфонах обладают лишь электронным затвором

Для обычного пользователя не обязательно знать все тонкости работы механизма затвора. Достаточно лишь понимать одну простую вещь – чем больше время выдержки (его числовое значение) тем светлее будет снимок. В то же время увеличение времени выдержки увеличивает вероятность того, что объекты на изображении окажутся размытыми (особенно актуально при съёмке движущихся объектов). Если пользователь указал большое время выдержки (например, более 1/30 секунды) то съёмка с рук (без использования штатива) становится затруднена, так как дрожание рук будет достаточным для того, чтобы конечное изображение потеряло чёткость. При съёмке подвижных объектов и длинной выдержке даже использование штатива не поможет. Поэтому для съёмки с рук и особенно движущихся объектов рекомендуется использовать малое время выдержки (вплоть до 1/4000 или даже 1/8000 секунды в современных фотоаппаратах).

В то же время, для вечерней и ночной съёмки неподвижных объектов (малое количество света) можно использовать большие значения выдержки (вплоть до 30 секунд и более в современных фотоаппаратах). В этом случае нужно использовать штатив, так как дрожание рук недопустимо и приводит к размытию фотографии.

Штатив и длинная выдержка помогут вам создать снимок звёздного неба (f/1,8; ISO-800; выдержка 32 с.)

Выбор времени выдержки всегда является компромиссом между чёткостью полученного кадра и его яркостью. Таким образом, время выдержки является одним из ключевых параметров при настройке экспозиции.

Светочувствительность ISO

Светочувствительный элемент (плёнка или цифровая матрица) фотографического устройства под воздействием света меняет свои физические или химические свойства. Благодаря этому, в конечном итоге, мы можем получить кадр, проявив плёнку или считав показания с цифровой матрицы. Светочувствительность определяет насколько плёнка или матрица чувствительны к падающему на них свету. То есть, чем выше светочувствительность плёнки, тем меньшее количество света необходимо для того, чтобы получить кадр необходимой яркости, или иными словами – правильной экспозиции.

Во времена плёночных фотоаппаратов у каждой марки плёнки была определённая светочувствительность. Параметры этой чувствительности определялись стандартом, которому плёнка соответствовала. В разное время стандартизацией светочувствительности плёнки занимались различные организации. На данный момент наиболее широко распространён стандарт ISO, созданный одноимённой организацией. Чем выше значение стандарта ISO, которому соответствует плёнка, тем более светочувствительна эта плёнка (при тех же условиях кадр будет более светлым).

Пример оформления коробки и кассеты 36 мм. фотоплёнки. Число 200 обозначает светочувствительность плёнки в ISO

Высокая светочувствительность плёнки даёт явные преимущества фотографу — для получения нужной яркости (правильной экспозиции) можно уменьшить время выдержки (что бывает полезно) или уменьшить диафрагму (и тем самым увеличить глубину резкости). Вот только в плёночных фотоаппаратах была одна серьёзная проблема – невозможность заменить плёнку, пока она не будет использована полностью (или же пожертвовать частью старой плёнки ради кадра на новую).

В отличие от плёночных камер, цифровые фотоаппараты и другие устройства с цифровым сенсором (смартфоны, видеокамеры и т.д.) в большинстве случаев обладают изменяемой светочувствительностью. Для удобства и в силу сложившихся традиций для цифровых устройств используют всё тот же стандарт светочувствительности — ISO. Вот только принцип увеличения светочувствительности происходит не так как на плёночных фотоаппаратах. В цифровых камерах свет попадает на светочувствительную матрицу, а не на плёнку, сама же матрица не является сменной (или её замена сильно затруднена).

Матрица основной камеры смартфона Samsung Galaxy S20 Ultra (фото с сайта iFixit)

Матрица имеет определённую величину чувствительности к свету, которая зависит от её технических характеристик (применяемая технология изготовления, физический размер и т.д.), но эта величина не может быть напрямую сопоставлена со светочувствительностью плёнки. Изменение светочувствительности матрицы достигается благодаря разной степени предварительного усиления сигнала с неё, а также изменениям в алгоритмах обработки снимка. Таким образом, одна и та же матрица цифрового фотоаппарата способна делать изображения разной экспозиции благодаря изменению лишь параметра светочувствительности (или иными словами, ISO). При этом нет необходимости изменять два других параметра, а именно – диафрагму и выдержку.

Читайте также:  Использование менеджера загрузок Download Master

Давайте подытожим написанную выше информацию. Чем выше светочувствительность (ISO), выставленная во время фотографирования на цифровую камеру, тем выше яркость получаемого изображения. Например, кадр, сделанный на одну и ту же камеру с одинаковыми настройками выдержки и диафрагмы, будет ярче при значении ISO 200, чем при значении ISO 100.

Влияние параметра ISO на результат экспозиции снимка

Диафрагма, время выдержки и светочувствительность являются взаимозависимыми параметрами. Например, уменьшенное в два раза время выдержки можно компенсировать увеличением в те же два раза параметра ISO, а уменьшенную диафрагму можно компенсировать увеличением выдержки или ISO. Действительно, на практике изменение параметра светочувствительности позволяет делать менее размытые кадры (за счёт уменьшения выдержки) и кадры с большей глубиной резкости (за счёт закрытия диафрагмы), но с одной оговоркой. При высоких значениях ISO на фотографии начинают появляться цифровые шумы. У каждой матрицы фотоаппарата свои пределы допустимых значений ISO, в пределах которых цифровые шумы будут минимальными.

Влияние высоких значений ISO на появление цифровых шумов и ухудшение картинки. Особенно заметно по надписи

«Ok Google» и по часам в верхней правой части дисплея устройства

На смартфонах допустимый верхний предел ISO обычно ограничивается значением 400. Для зеркальных цифровых камер допустимые значения ISO могут быть 800, 1600, а иногда и 3200. При этом максимальные значения ISO для смартфонов и цифровых камер гораздо выше приведенных допустимых значений. Важно помнить одно простое правило – по возможности выставляйте наиболее низкие значения ISO, позволяющие сделать кадр нужной яркости. Если же такой возможности нет, постарайтесь использовать такое допустимое значение светочувствительности, при котором количество шумов будет минимальным. Максимальные значения ISO, доступные для данного устройства, стоит использовать лишь в самых крайних случаях, потому что неизбежно появление цифровых шумов, которые испортят качество конечного снимка.

Ручной режим съёмки

Большинство пользователей смартфонов используют фотоаппараты своих смартфонов лишь с автоматическими настройками съёмки. Это просто, понятно и оправданно. Но что означает режим ручной съёмки (в некоторых смартфонах это «PRO режим»)? Ведь различных настроек хватает на любом смартфоне. Ручной режим съемки на смартфоне – это как минимум возможность регулировки двух из трёх параметров экспозиции – выдержки и светочувствительности (ISO).

Ручной режим съёмки на смартфонах Motorola

В устройствах с изменяемой диафрагмой (которых среди смартфонов практически нет) в этом режиме будет доступна её регулировка. В ручном режиме также могут быть доступны настройки баланса белого, ручная фокусировка, экспокоррекция и другие настройки, но о них как-нибудь в другой раз. Проблема в том, что далеко не у всех смартфонов такой режим присутствует, хотя намечается тенденция к увеличению количества таких устройств. Поэтому если в вашем смартфоне есть такой режим съёмки, обязательно поэкспериментируйте с ним.

Какие же преимущества может дать ручной режим съёмки? В отличие от автоматических режимов, пользователь сам настраивает устройство во время съемки, каждый параметр индивидуально для каждого кадра. Поначалу это может показаться сложно, требуется некоторый практический опыт. С другой стороны, зная теорию и предназначение основных параметров экспозиции (выдержка, диафрагма, ISO), можно точно настроить каждый из них в соответствии с вашими требованиями. Например, при использовании штатива и съёмке неподвижных объектов, можно увеличить выдержку и уменьшить ISO, что даст вам картинку с правильной экспозицией и минимальным количеством шумов на фото.

Использование штатива в ручном режиме съёмки не обязательно, но крайне рекомендуемо в некоторых случаях

При плохом освещении автоматический режим повышает значения ISO (иногда до максимальных значений) при средней выдержке, ведь подразумевается, что пользователь ведёт съёмку с рук, а не со штатива. А вот ручной режим позволяет настроить каждый параметр индивидуально, добившись наилучшего качества. Например, фотографируя плохо освещённый объект или звёздное небо, можно увеличить выдержку до очень больших значений (от 4 секунд и выше) при этом оставив параметр ISO на приемлемом уровне. Удивитесь, но многие современные смартфоны даже в среднем сегменте могут запечатлеть звёздное небо, при этом звёзд на снимке вы увидите больше, чем своими глазами.

Созвездие Большой и Малой Медведицы. Фото сделано на смартфон, закреплённый на штативе, использовалась длинная выдержка — 32 секунды (фото прошло легкую постобработку)

Хотя в последнее время, особенно во флагманских моделях, появились отдельные режимы для ночной съёмки, но всё же приятно и интересно настроить каждый параметр индивидуально, а не строить догадки о том, как же сработает автоматика.

С чего начать и как получить первый кадр в режиме ручной съёмки? Просто включите этот режим и сделайте первый кадр, оцените правильность его экспозиции. Если яркости недостаточно, увеличьте выдержку или ISO, а вот если изображение слишком яркое – уменьшите данные параметры. Получив изображение с правильной экспозицией, вы достигли необходимого результата. Теперь попробуйте поэкспериментировать с каждым параметром по отдельности. Уменьшайте один параметр (например, выдержку), компенсируя другим параметром (например, увеличив ISO). Сравнивайте полученные снимки, оценивайте какой из них лучше и выявляйте закономерности и зависимости между параметрами. Так, снимок за снимком, вы будете набираться опыта и уже через пару сотен кадров сможете практически с первого раза угадывать настройки параметров для разных условий съёмки.

Конечно, размеры оптики, маленький сенсор камеры и невозможность регулировать диафрагму накладывают серьезные ограничения для любителя фотографировать на смартфон, ведь те же современные фотокамеры обладают гораздо большей гибкостью настройки. С другой стороны, даже тех параметров, которые есть, будет достаточно для многих пользователей, по крайней мере, в начале их пути в фотоискусстве. В конце концов, умения фотографа и его взгляды важнее фото инструмента. Поэтому пробуйте, экспериментируйте и удачных кадров!

Что это такое – iso?

Светочувствительность – один из важнейших параметров цифровой фототехники, характеризующий чувствительность матрицы фотоаппарата к попадающему на нее свету. Чем выше этот показатель в фотокамере, тем более чувствительный сенсор и тем меньше нужно освещения для получения хороших фотографий.

Световая чувствительность измеряется в единицах международного стандарта ISO. Поэтому обычно просто говорят о выбранном значении исо в фотоаппарате. Шкала светочувствительности обычно начинается со значения 100 единиц. Каждое следующее значение больше предыдущего в 2 раза: 200, 400, 800 и т.д., хотя есть модели, предусматривающие выбор промежуточных величин.

Чувствительность ISO что такое ISO в камере что такое ISO в камере

Экспозиция – наше все

Прежде чем говорить о настройке и использовании исо при фотографировании, необходимо вспомнить об экспозиции, правильная установка которой является главным условием получения ярких, качественных снимков. Этот параметр, характеризующий количество попадающего на матрицу света, достигается установкой необходимых значений выдержки, диафрагмы и ИСО. Выдержка – промежуток времени, в течение которого свет попадает на матрицу.

Диафрагма – изменяющее величину отверстие в объективе, пропускающее свет. Во времена пленочных аппаратов кадр экспонировали, устанавливая необходимые показатели выдержки и диафрагмы. Использование iso для изменения экспозиции практиковалось мало. Для этого требовалось бы каждый раз заправлять в аппарат фотопленку необходимой чувствительности, что неудобно с практической точки зрения.

Методы расчёта экспозиционных индексов [ править | править код ]

Значения эквивалентной светочувствительности ISO цифровых камер зависят от свойств сенсора и алгоритмов цифровой обработки получаемого изображения в камере. Эта величина может быть выражена через экспозицию H, получаемую матрицей, в люксах на секунду. Для усреднённого объектива с фокусным расстоянием f, намного меньшим, чем расстояние до объекта съёмки, экспозиция составляет:

где L — яркость объекта съёмки в канделах на квадратный метр, t — выдержка в секундах, N — диафрагменное число. Тогда коэффициент q определяется равенством:

Эта величина зависит от коэффициента пропускания T объектива, коэффициента виньетирования v(θ) и угла θ относительно оптической оси объектива. Чаще всего q=0,65, при условии, что θ=10°, T= 0,9, а v= 0,98 [8] .

Точка насыщения [ править | править код ]

Светочувствительность, определяемая по точке насыщения, рассчитывается с помощью равенства:

где H s a t <\displaystyle H_<\mathrm >>  — максимальная экспозиция, не приводящая к появлению «пробитых» областей, лишённых информации. Обычно нижний предел такой чувствительности зависит от свойств матрицы, но при усилении её сигнала перед АЦП эквивалентная светочувствительность повышается. Коэффициент 78 принят потому, что калибровка экспонометров основывается на измерении серой карты с отражательной способностью 18 %. Такой объект даёт на изображении значение яркости, составляющее 18 %/√2 = 12,7 % от уровня насыщения. Множитель √2 обеспечивает запас в полступени, учитывающий блики, более яркие, чем света́ объекта съёмки [12] .

Определение по шумам [ править | править код ]

Светочувствительность, определяемая по методу измерения шумов, зависит от экспозиции, необходимой для достижения определённого отношения сигнал/шум на отдельных пикселях. Используются два соотношения: 40:1 («отличное изображение») и 10:1 («приемлемое качество»). Эти соотношения соответствуют субъективному восприятию изображения с разрешением 70 точек на сантиметр, рассматриваемого с расстояния в 25 сантиметров. Уровень шума определяется как среднеквадратическое отклонение яркости и цветности отдельных пикселей. Светочувствительность, определяемая этим методом, в наибольшей степени зависит от качества матрицы, и в значительно меньшей — от шумов предусилителя.

Стандартная выходная чувствительность [ править | править код ]

В дополнение к описанным методикам определения светочувствительности, стандарт ISO 12232:2006 предусматривает методику стандартной выходной чувствительности, основанной на зависимости числовых значений пикселей изображения от полученной экспозиции. Методика основана на равенстве:

Сравнение фото в AUTO и PRO-режимах

Режим АВТО. ISO – 683, Выдержка - 1/50, Баланс белого - Авто

Режим ПРО. Параметры выставлены вручную. ISO – 250, Выдержка - 1/15, Баланс белого - Авто

На глаз разница между фотографиями незначительная. Но если увеличить на 20 %, то заметна сразу.

Справа AUTO, слева PRO. Увеличение на 30 %.

В режиме AUTO, как правило, используется программный «шумодав», который искусственно пытается удалить зернистость, жертвуя детализацией. Режим PRO в таком режиме не нуждается, так как все полученное на фотографии — результат настройки параметров камеры.

Слева AUTO: ISO — 1144, Выдержка — 1/100. Справа PRO: ISO — 250, Выдержка — 1/33.

Справа: Режим AUTO. ISO — 3200, Выдержка — 1/11.
Слева: Режим PRO, ISO — 200, Выдержка — ⅓.

Слева PRO — не пересвечено и правильный Баланс белого. Справа AUTO — ISO 3200

Если вы не надеялись получить от камеры своего смартфона лучших результатов, чем сейчас, самое время воспользоваться профессиональным фоторежимом, если он есть в вашей модели. Данный режим придется по душе не только опытным фотографам и гикам, но и пользователям, которые хотят разнообразить галерею фотографий оригинальными снимками. Также фотографии PRO-режима можно еще и печатать для домашнего фотоальбома.

12 лайфхаков по съемке в ночном режиме

  1. Используйте штатив— пусть мини-версию, но это все равно лучше, чем просто съемка с рук. Благодаря штативу вы будете делать крутые ночные снимки, не боясь ставить выдержку побольше, а ISO на минимум.
  2. Доверьтесь экспонометру в смартфоне, чтобы подобрать выдержку, достаточную для корректного экспонирования вашей сцены.
  3. Если нет штатива — найдите опору. В качестве нее может выступать дерево или даже фонарный столб, стена дома. Прижмите смартфон к опоре и сделайте снимок.
  4. Убедитесь, что ISO не задрано слишком высоко. Ночной режим часто выставляет слишком высокие значения светочувствительности, чтобы затвор срабатывал максимально быстро. Но это не всегда полезно.
  5. Используйте HDR для сцен, в которых присутствует большое количество теней или ярких источников света.
  6. Протрите чистой хлопчатобумажной тканью стекло камеры — жир и отпечатки пальцев на камере значительно снижают качество фотографий.
  7. Задействуйте дополнительные источники света при ночной съемке — это могут быть фонарики или вспышки других смартфонов.
  8. Никогда не пользуйтесь зумом при ночной съемке.
  9. Если вам не хватает возможностей стандартной камеры, встроенной в смартфон — используйте сторонние приложения. Как правило, у них гораздо больше настроек, можно регулировать самые разные параметры камеры.
  10. Убедитесь, что выбрана корректная точка фокусировки.
  11. Используйте матричный замер экспозиции, а не точечный.
  12. Если в вашем смартфоне есть поддержка оптической стабилизации, обязательно активируйте ее.

Что такое ISO и как его настроить

Значение ISO является один из самых важных параметров при съемке, на ряду с такими, как значения выдержки, диафрагмы и баланса белого. ISO часто называют также чувствительностью ISO, уровнем ISO, или просто светочувствительностью матрицы или пленки.

Постер для статьи. Что такое ISO

Постер для статьи. Что такое ISO

Все же, что такое ISO в настройках фотоаппарата?

ISO — это параметр, указывающий на уровень чувствительности к свету ее свето-улавливающего элемента (матрицы или пленки). В основном указывают пределы ИСО для камер (фотоаппаратов). Хотя, этот же параметр можно встретить не только на камере, но, например и на вспышке. Для вспышки, обычно указывается ведущие число при использовании одного из значений ISO 100, или 200. Чувствительность ISO указывается в специальных единицах системы ISO. Само числовое выражение ISO может принимать любое целочисленное выражение от 1 до бесконечности. Например, на моей вспышке SB-900 можно выставить ISO от 1 (единицы) до 12,500, а на моей камере Nikon D40 можно установить значение ISO от 200 до 1.600.

Меньше – лучше!

Чем выше значение ISO, тем более светочувстительней матрица. Очень важно понимать, что чем выше значение ISO, тем меньше времени нужно, чтобы матрица или пленка сосканировала изображение с объектива. Для наглядности, приведу пример: мы снимаем вечером, света мало, на камере установлено значение ISO 100, при этом камера в приоритете диафрагмы (либо в любом другом режиме) показывает, что снимок будет сделан с выдержкой 1/20с. Это очень длинная выдержка, и при этом мы можем получить смазанный кадр. Потому, чтобы уменьшить выдержку нужно увеличить ISO. Например, мы увеличили ISO до 800, то при этом выдержка уменьшиться в 8 раз и станет 1/160с (одна сто шестидесятая секунды). Если бы не шумы, то можно было бы всегда снимать на высоких ИСО и никогда не переживать за выдержку, в связи с шумами, нужно понижать ИСО и увеличивать выдержку и в добавок переживать за то, чтобы не получить смазанный кадр.

Поднять, закрыть, уменьшить!

Параметры выдержки, значения диафрагмы и ISO взаимозаменяемые. Количество нужного камере света для построения изображения может быть одинаковое при разных трех значениях выдержки, диафрагмы и ISO. Так, при значениях 1/60с, F2.8, ISO 100 камера получит столько же света, сколько при значениях 1/30с, F2.8, ISO 50 или 1/60с, F5.6, ISO 400. Для того, чтобы компенсировать поднятие ИСО, нужно закрыть диафрагму или уменьшить выдержку. Наоборот тоже справедливо. Можно увеличить выдержку, открыть диафрагму и понизить ИСО.

Читайте также:  Что значит 64 разрядная операционная система

ISO влияет на шум

Фактически значение ISO также отвечает за появление шумов на фотографии. Шумы — это паразитическое искажение на фотографии. Обычно его так и называют — шум, зерно и т.д. Чем выше ISO тем большими будут шумы. И чем меньше ISO, тем меньшими будут шумы. Чтобы получить максимально возможную качественную фотографию с фотоаппарата, нужно снимать на максимально допустимых низких ISO. Очень часто это ISO 200, 100, 50, иногда они могут обозначаться как Lo1.

Разность шумов при разных значениях ISO

Разность шумов при разных значениях ISO

Супер высокие и супер низкие ISO

Множество камер имеет расширенный диапазон значений ISO — обычно это программная накрутка ISO, и обозначаются они как Hi1, Hi2 и т. д. Например, для камеры Nikon D200 HI1 эквивалентно значению ISO 3200, а на камере Nikon D90 HI1 эквивалентно значению ISO 6400. Всегда помните, что снимая на таких расширенных значениях ISO практически всегда будет очень сильный эффект шумности картинки. Я настоятельно не рекомендую снимать в расширенном верхнем диапазоне ISO на любых камерах. Также, диапазон может расшираться в меньшую сторону, так камера Nikon D90, D300, D700 имеют значения lo 1, lo 0.3, lo 0.7 в качестве эквивалентов для ISO 100, 160, 130. Какой выигрыш дает расширение в низкий диапазон ИСО читайте в моей статье ISO lo1. Некоторые камеры, фактически, не имеют аппаратной реализации ISO, такой вывод я сделал, проведя эксперимент с ISO.

Шумы на разных ISO. Пример увеличение 1 к 1

Шумы на разных ISO. Пример увеличение 1 к 1

С каким ISO выбрать камеру?

Выбирая камеру, всегда смотрите на минимальные и максимальные значения ISO, а также помните, что в 90% случаях Вам не придется снимать на предельных высоких ISO, так как часто они просто не смогут обеспечить нормального качества изображения. Потому, у профессиональных фотографов имеется понятие рабочего ISO. Под рабочим ISO подразумевается максимальное значения ISO на котором камера может давать приемлемый результат. Хитрость в том, что в отличии от диафрагмы и выдержки, которые на всех камерах дают полностью одинаковые значения, одно и то же ISO на разных камерах может давать разное значение шумности. Потому, в одной камеры рабочее ISO будет 800, а в другой рабочее ISO будет 3200. Для примера, на камере Nikon D700 можно получать снимки приемлемого качества на ISO 3200, в то время как на Nikon D200 в режиме ISO 3200 (Hi1) уже получается не фотография, а полная ерунда. Очень сильно разница в шумности ИСО чувствуется на цифровых мыльницах, где уже на ИСО 400 часто очень сильно виден цифровой шум, а в то же время на зеркальных камерах ИСО 400 вполне рабочее.

Что влияет на шумность при высоких ISO?

На уровень шумности при высоких ИСО очень сильно влияет размер матрицы фотоаппарата. Чем больше матрица, тем меньше шум. Учитывая, что в компактных фотоаппаратах матрица очень маленькая, то и уровень шумов она производит огромный. Объяснить можно очень просто на величине пикселя. На большой матрице большие пиксели, которые могут поглотить намного больше света и таким образом сделать сильный електрический сигнал. Логично, что 12МП с мыльницы и 12МП с Nikon D3s будут давать разный уровень шумов при высоких ИСО. Больше информации в моей статье размер матрицы имеет значение.

Как меряется ISO?

ISO как и выдержку и диафрагму принято считать по стопах, например, ISO 100, ISO 200, ISO 400 и т. д. Разница между ISO 800 и ISO 400 ровно два раза или один стоп, а между ISO 100 и ISO 1600 ровно 16 раз, либо 4 стопа. Очень плохо, что в камерах в основном доступно изменения ISO только на величину стопа. Так, для Nikon D40 возможно установить вручную ISO только 200, 400, 800, 1600, HI1 и нельзя установить промежуточное значение, такое как ISO 250, 320, 500 и т. д. На более продвинутых камерах можно устанавливать и промежуточные значения, но все же тонкого контроля ISO практически нет ни в одной камере. Самое интересное, что в автоматическом режиме ISO, чувствительность ISO может принимать любые значения, такие как 110, 230, 1400 и т.д.

Автоматическое ISO

Почти на всех камерах доступно автоматическое ISO. Это означает, что камера сама подберет оптимальное значение ISO. Автоматическое ISO очень удобно при съемке с плохим освещением, при его использовании камера может выжать максимум качества. В основном, при использовании автоматического ISO, нужно указывать максимальную выдержку и максимальное значение ИСО. Некоторые камеры подстраивают ISO под фокусное расстояние объектива, чтобы не допустить смаза при съемке с рук. Кому интересно, можете почитать как работает функция автоматического управления чувствительностью ISO на современных ЦЗК Nikon.

Пример работы авто ИСО

Мы решили сфотографировать дома кошку при тусклом освещении лампы. У нас объектив 60мм, чтобы избежать дрожания рук, нужно снимать на выдержке не длиннее 1/60, потому выставим в параметрах автоматического ISO значения максимальной выдержки равное 1/60, а также максимальное допустимое ISO 800 для того, чтобы получить максимальное качество снимка. При фотографировании камера будет пытаться понизить ISO, и корректировать выдержку. Если выдержка короче 1/60 и ISO меньше минимального, то камера автоматом удлинит выдержку и понизит ISO и будет делать это до тех пор, пока не упрется в заданный предел в 1/60 секунды, при этом мы получим максимально допустимую выдержку и минимально возможное ISO для фотографирования кошки. Если же света вполне достаточно, то камера выставит ISO 100 (или любое минимально допустимое) и любую нужную выдержку не длиннее 1/60. Если же света катастрофически мало, то камера выставит максимально возможное ISO и принудительно увеличит выдержку для правильной экспозиции. Вообще, я настоятельно рекомедую поэксперемнитровать с автоматическим ISO в режиме приоритета диафрагмы, так как работа автоматического ISO довольно специфична.

Маленькая хитрость

При использовании автоматического ISO и вспышки, лучше отключите авто ISO, так как очень часто камера сходит с ума и там, где можно реально понизить ISO, камера ставит максимально указанное и делает снимок со вспышкой. Да и вообще, если есть вспышка, то можно спокойно использовать самые низкие из доступных ISO.

Еще одна маленькая хитрость

На ряде цифрозеркальных камер в режиме автоматического ISO можно выставить в меню максимальное ISO, а также минимальное. Иногда, для установки минимального ISO нужно просто селектором выставить нужное значение ISO, например 800. И тогда, при максимальном заданном ISO 1600 получится диапазон рабочих ISO 800-1600 на которых будет работать камера – очень и очень полезная штука.

Золотое правило настройки ISO

Всегда помните про золотое правило – снимать нужно на минимально возможных значения ISO. Как только появилась возможность понизить ISO – делайте это. Подымайте ISO только тогда, когда это нужно, например, когда выдержка при низком значении ISO оказывается слишком длинной для нормальной съемки с рук. Чтобы максимально низко опустить ИСО – максимально открывайте диафрагму. Если есть вспышка, не используйте высокое ИСО. Хотя, иногда и со вспышкой можно снимать на высоких значениях ISO (детали здесь).

Выводы

Значение ISO непосредственно отвечает за светочувствительность и за уровень шумов. Чем выше ISO — тем больше шумы и хуже фотография. Чем ниже ISO — тем лучше фотография, но и тем длиннее выдержка.

Есть вопрос? Можете задать в комментариях. Спасибо за внимание. Аркадий Шаповал.

Добавить комментарий:

Комментарии: 149, на тему: Что такое ISO и как его настроить

Я как раз не имел ввиду Lo значения. Вот у меня на фотоаппарате ISO от 100 до 3200. Советуют снимать на 200, так как утверждают, что 100 уже накрутка. Аппарат Nikon V1, если что.

Есть камеры, на которых ISO 100 – это Lo1, но есть и такие, у которых ISO 100 – честное, то есть аппаратное, и никаких “накруток” и понижений динамического диапазона они не делают. Например, у Nikon D5100 не ISO 200 базовое, а как раз ISO 100, оно не является расширением ISO 200.

Верно пишет ТС. Помог мне немного разобраться. У меня 6400 самое большое. Вообще непонятно зачем оно. Соглашусь с Максимом – 200 хорошо. Уже сравнивая с 400 видно, что на 400 при увеличении фото шумов больше. А 64 со вспышкой просто отлично.

[…] не так давно я не задумувався особливо про ISO (світлочутливість). Не буду зараз вдаватись в деталі. […]

Здравствуйте.
Скажите зачем тогда делать на камерах большие iso, если на них снимать качественно все равно не получится, а будет только шум? Не проще ли на камере сразу уже на заводе поставить максимальное iso при котором качество будет приемлемым именно на этой камере.
Спасибо.

Разными фотографами преследуются разные цели. Кто-то натюрморты запечатлевает в помещении при свете трёх вспышек,где у арбуза каждую косточку от дугой отличить можно. А кем-то фиксируется передача наркотиков на расстоянии ста метров в полумрачном переулке без возможности использовать осветительный прибор. Так вот второму фотографу гладкая кожа на лицах ”моделей,, совсем не обязательна.

Потому что фотоаппарат не всегда используется для создания эстетически прекрасных фотографий. Бывают фотографы работающие в горячих точках, с криминалом и т. Д. И им важно не навести красоту на своих снимках, а запечатлеть происходящее. И иногда это самое происходящее не освещено студийным софтбоксом. Поэтому чтобы сделать хоть какой то снимок при практически отсутствующем освещении надо задирать ISO.

Кстати, хотела спросить автора статьи (по его опыту, или из общения с коллегами). Как поступать, если все “против” качества. Освещенность низкая, как пример – зимой часто фристайлеры прыгают при уже полной темноте (нужно повышать ISO), при этом и движение быстрое (спорт, дети)и выдержка должна быть маленькой (прямо противоположно цели увеличивать выдержку при малой освещенности), и хочется, чтобы камера красиво сфокусировалась на объекте. А вспышка даже самая мощная может “не достать” спортсмена, который за 300 метров. И качество снимка, например, важно (для какого-нибудь рекламного буклета, а не просто “в эфир”).Качество снимка все равно будет падать? Т.е. буквально “пристреливаться”. Но это достаточно сложно, потому что тут у нас компьютер с монтитором под рукой. Получается везде с собой ноут или планшет возить? Или заранее делать пробную “сессию” в условиях, близких к боевым?

Добрый день. На камере Сони альфа 7s ISO достигает до 409600. Это значит плохо?

Это ужасно! Что они себе там в Сони позволяют?! =)
PS: классная камера, умеющая хорошо снимать при слабом освещении.

Уважаемый Радожива, фотографическая система фотоаппарата относится к иконическим системам, т.е. воспринимающим изображение сразу целиком, как есть, не раскраивая его на столбцы и строки. Поэтому Ваше выражение “матрица СКАНИРУЕТ изображение с объектива” невеное.
Извините за мои “пять копеек”, но истина првыше всего. С уважением ко всем читателям форкма и к Вам лично.

Евгений, вы правы только в этой части -то есть, действительно, Матрица воспринимает объект из объектива сразу и целиком. То есть все пиксели одновременно освещены объектом съёмки. Но надо не забывать, что в последующем электроника считывает информацию с каждого пикселя последовательно, то есть, действительно сканирует сумму сигналов с Матрицы и заводит весь этот массив информации в цепи обработки и хранения, сохраняя последовательность и адресность сканирования. Поэтому говорить о сканировании изображения, в принципе, возможно. Ведь по этой же самой причине и происходит задержка изображения на дисплее, если фотоаппарат движется. Глаз человека вместе с его мозгом, кстати, быстрее обрабатывает объект в движении, чем цифровой фотоаппарат, заметте. Но это, наверное, пока. Техника совершенствуется и догонит когда либо способности мозга. Мне так кажется. Alex

И что там нестандартного?

Видимо тем, что такую простую тему автор не смог.

Заметил такую интересную особенность на d80,что при хорошем освещении,и незначительном повышении ИСО до200-400.Кадр выглядит более резким.Цвет насыщается красками.Появляется незначительный благородный шум.Конечно ИСО 800 выглядят не весело.

Статья великолепная и Огромное спасибо Аркадию и за его терпение и понимание всех обращений к нему всех форумчан. Вот побольше бы таких людей – как бы жизнь по многим вопросам у нас облегчилась бы и стала интереснее. Кто же горит желанием поглубже и более детально вникнуть и в природу ISO, и вообще погрузиться в глубины Сенситометрии. то читайте материалы Википедии. Загрузитесь сполна. Успехов всем. Alex

Просто берешь это приложение и читаешь от корки до корки. Все расписано доступным языком с множеством примеров. И не ищешь больше таких тупых вопросов. Не пожалей эти сраные 99р. Т.к оно того действительно стоит.

Тяжело с продажами? Зачем платить за то, что бесплатно? А тому, кто не понимает, и за деньги не поможет.

Не удивлюсь, если там плагиат с бесплатных источников, включая Радоживу.

Так как я снимаю большой частью на предельных ISO, постоянно изыскиваю пути как бы мне поменьше мучаться.
Обнаружил несколько интересных моментов.
Например, снимки на одном и том же ISO и близких выдержках могут давать кардинально разные результаты качества изображения. Разница только в свете.

Вот два снимка.
На этом я утром прикрыл шторы на окнах. В комнате было относительно темно.

ISO-24800, RAW с камеры, без постобработки, шумодав выключен:

А вот снимок из концертного зала с тусклым светом.
Обратите внимание на дикие шумы по сравнению с предедущим снимком.
Пчела на форсаже вообще вся рябая, в цветных пикселях.

Та же камера, IS0-6400, +1EV в постобработке, шумодав выключен:

Подскажите, пожалуйста, как выставить ISO Lo1 в Nikon d70?

Вроде никак. А лучше всего задать этот вопрос инструкции фотоаппарата)))

Обновить бы статью.
Во первых, количество шумов зависит не от исо, а от работы автоматики в режимах P,A,S.
Во вторых, уже давно есть камеры которые толерантны к различным исо(fuji x-t1, sony a6300 и тд). Картинка на них при iso 200 ничем не отличаеться от картинки при iso 3200 +4Ev.
Так что утверждать что высокие исо-плохо, низкие-хорошо, как минимум, уже года 4 не соответствует действительности.

Читайте также:  Может ли роутер тормозить скорость интернета

Это открытие. У никона есть “толерантные”?

на счет никона не знаю, скинул ссылку, можете поискать интересующую вас камеру

Дмитрий, ошибка у Вас, а не в статье. Во-первых, есть методики реального измерения шумов, и пока новых камер, которые выдавали на iso 3200 сопоставимые показатели с iso 200 в природе не существует. Наконец, есть сайты, где можно сравнить шумы разных новых камер в разных режимах – с отключенным шумодавом и без. Откуда у Вас взялись такие сведения про отличную картинку на высоких iso?

В последнее время очень много статей на тему, что даже с выключенным шумодавом камера продолжает програмно давить шум. И в какой то мере сырой RAW на сегодняшний день уже не является исходным файлом, т.к. производители идут на свои маркетинговые хитрости. Картинка при этом получается гладенькая, чистенькая, но детализация серьезно страдает. Так что говорить о победе над высокими ИСО рановато. Даже если в сети посмотреть обзоры перечисленных вами камер то исо-3200 предел для них и конечно 3200 отнюдь не 200

я лишь оспариваю утверждение что высокие исо это всегда плохо, и надо стремиться фотографировать на низких. в солнечный день конечно исо 3200 качества картинке не добавит, но если мы говорим о ночных фото то сделайте снимок с исо 3200 и с исо 200, на втором снимке в том-же лайтруме повысьте экспозицию на 4 стопа и поймете о чем я говорю. к примеру для Canon 6D лучшее качество ночных снимков будет при iso 6400 и выше.

лучшее будет при исо 100 со штатива

Дмитрий, ни один нормальный фотограф не порекомендует Вам снимать в темноте на iso 200 вместо iso 3200, а затем программно это тянуть в редакторе. Почему Вы решили, что так следует поступать? Когда говорят, что съемка на меньших ISO предпочтительней, это не означает, что кадр должен быть недоэкспонированным. Ваша задача подумать как сделать так, чтобы и ISO было меньше, и кадр был правильно проэкспонирован.
Учитывать можно следующее: механизм повышения iso в камере связан с работой усилителя сигнала, а механизм осветления в редакторе с программным смещением яркости. Причем для редактора критична разрядность исходного файла. Режимы ISO-HI в камерах это такое же программное осветление. Но и в не-HI режимах с ISO не все однозначно. До определённого момента ISO камерный усилитель может давать лучший результат, чем осветление в редакторе. Но после некоторого значения (для каждой камеры свое), оказывается, что съемка на меньших ISO и осветление в редакторе дает несколько лучший результат.

я как раз и говорю что не стоит тянуть фотки, а стоит переходить на высокие исо. по факту у нас всегда есть ограничение по времени экспонирования, хоть съемка с рук хоть со штатива. по-этому и предлагаю сравнить фото с исо 200 и исо 3200 с одинаковой экспозицией. для каждого фотоаппарата есть свой оптимальный исо для ночной фотографии, его нужно найти эксперементальным путем, для sony a7s это к примеру iso 3700. а в статье написано что высокие исо-зло, переходите на низкие, вот я и предлагаю это исправить, так как это не соответствует действительности

Дмитрий, в этой конкретной статье не говорится, что нужно снимать на низких ISO и тянуть фотографии. Есть ссылка на статью Эксперимент с ISO, но это не призыв к чему то, а только демонстрация результата эксперимента.
Утверждение, что по возможности надо снимать на меньшем значение ISO, по моему, мало у кого может вызвать сомнения, поскольку и так все знаю, что чем ближе ISO к базовому тем лучше будет картинка при прочих равных.
Ну и наконец, снимая на высоких ISO, всё-равно надо думать как их уменьшить. Кроме ISO на экспозицию влияют другие параметры и надо всегда искать компромисс между ними, прежде чем поднять ISO. Также есть много способов, как не повышая ISO добиваться нужного результата. Я всегда трижды подумаю, как сделать кадр на меньших ISO с нормальной экспозицией, прежде чем поверну диск в сторону его повышения.

Олег, мы вообще никогда не видим, как Вы пишете сырого RAW (получается сырого сырого, но суть понятна). В любой камере, у любого производителя в RAW-файл записываются данные сформированные по определённому алгоритму. И вот этот самый алгоритм может быть достаточно сложным, существенно влияющим на изображение. Fuji на мой взгляд делает очень много для того, чтобы изображения сразу с камеры (в RAW / не в RAW) выглядело лучше, чем Вы могли бы его где-то доработать (у них матрицы заточены именно под дальнейшую доработку программой камеры, а не наоборот, когда программы только устраняют косяки матриц). Плохо ли это? Я так не считаю. Если производитель заранее знает, что у выдаваемого сенсором изображения есть слабости, которые впоследствии никакими другими методами не устранишь и сразу пытается их поправить наилучшим образом, то почему бы и нет.

Все очень доступно, спасибо

Порекомендуйте, пожалуйста, какие полупрофессиональные фотоаппараты Nikon имеют высокие рабочие ISO, приемлемые для работы с телеобъективом на фокусном 600 мм при слабом освещении (пасмурная погода, вечер, утро, лес)? (Собираюсь докупить второй фотоаппарат и не могу определиться)

Напишите, что у вас уже есть.

D7100/7200/7500, если хотите кроп
D600/610/750/850… – на ваш карман.
Сравнивая 600/610 и 750, у последнего немного лучше АФ.
У кропа будет больше ЭФР (т. е. с ФР 600 вы будете иметь ЭФР 900мм), но и выше требования к короткой выдержке на длинном конце, при этом рабочее ISO ниже, чем у ФФ.
С другой стороны из ФФ можно всегда сделать кроп (с потерей “разрешения”, разумеется), а вот наоборот (из кропа получить ФФ) – никак.
P.S. это если систему менять не планируете.

Что такое нативное исо и как его использовать при съёмке на Никон д90?

Добрый день.
Я бы уточнил некоторые моменты в выводе “Значение ISO непосредственно отвечает за светочувствительность и за уровень шумов. Чем выше ISO — тем больше шумы и хуже фотография”.
И вот почему.
1. Светочувствительность матрицы неизменна, она определена технологией изготовления и в большинстве случаев совпадает с минимальной базовой (например, ISO 100). Все прочие значения – это аппаратное усиление (в некоторых моделях – еще и понижение) светового сигнала, преследующее цель компенсировать нехватку света, поступившего на матрицу. Изменение ISO лишь меняет яркость картинки, но не экспозицию (количество фотонов, поступивших на матрицу). Последняя определяется только выдержкой и диафрагмой.
2. На уровень шума влияют многие параметры – экспозиция, характер света, технология изготовления матрицы, ее размер, крупность пикселей, остаточный уровень заряда в них, температура матрицы и др. Температура матрицы растет при усилении светового сигнала (рост ISO) и это приводит к дополнительному шуму. Но первопричиной является опять-таки нехватка света (недостаточная экспозиция), которую аппарат компенсирует повышением ISO. Т.о., за уровень шума “отвечает” “недоэкспонированность” кадра, а повышение ISO – лишь индикатор усиления яркости до приемлемого уровня. Можно провести тест, аналогичный на сайте DPreview: снять 2 недоэкспонированных кадра, снятых при одинаковых диафрагме, выдержке и источнике света: один с недодержкой в 1 стоп на ISO 3200, второй с недодержкой 5 стопов на ISO 200. Затем в конвертере довести яркости обоих кадров до одинакового значения. Второй итоговый кадр будет полностью разрушен шумами и цветовыми искажениями, первый же, снятый при высоких ISO, будет приемлемым.
3. Необходимо также сказать о таком важном показателе, как динамический диапазон матрицы – ДД (сколько стопов может передать кадр). И вот тут-то повышение ISO приводит к серьезному сужению этого диапазона: от 11-12 стопов при базовом ISO 100 до всего лишь 8 на ISO около 3200. Т.о., при высоких ISO качество кадра существенно ухудшается из-за невозможности передать весь яркостный диапазон сцены.
В связи с этим я бы так подытожил:
– Светочувствительность матрицы определяется, в частности, базовым значением ISO, а также рядом других вышеуказанных параметров.
– Динамический диапазон кадра сужается с ростом ISO.
– Экспозиция непосредственно влияет на уровень шумов. Чем более недоэкспонирован кадр, тем больше требуется усилить сигнал (т.е., поднять ISO), тем выше температура матрицы, тем выше шумы.
А вообще-то, как показывают шедевры мировой фотографии, классность фото с уровнем шумов и шириной ДД вообще никак не связана. Но это уже другая тема 🙂

Ночной режим

Этот режим не подразумевает никаких настроек. От вас лишь необходимо зафиксировать смартфон. Камера самостоятельно подберет оптимальные настройки ISO и выдержки по мнению искусственного интеллекта. Этот режим подходит для тех, у кого нет времени или желания разбираться в тонкостях работы камеры. Но и результат будет соответствующим.
Принцип работы такой: ISO и выдержка на максимум. Как результат — много шумов, мало деталей. У различных производителей смартфонов есть так называемый «шумодав», который искусственно удаляет шумы, затирая при этом детали фотографии.

Содержание

Ручной режим на смартфонах позволяет контролировать основные параметры: длительность выдержки, светочувствительность ISO матрицы, баланс белого и фокусное расстояние. Диапазон регулировки зависит от конкретной модели. Для примера использовался OnePlus 3T с Oxygen 4.1.6 (Android 7.1.1) на борту.

Полноценный мануальный режим в смартфонах впервые появился в моделях конца 2014 — начала 2015 года. В числе первых оказались: Sony Xperia Z3, Samsung Galaxy S6, LG G4. Говорить о более свежих смартфонах не приходится. Ручной режим в современном флагмане — не уникальная фишка, а часть стандартного оснащения.

Смартфоны среднего ценового сегмента также не стоят на месте. Презентованный в прошлом году ASUS Zenfone 3 относится к среднеценовому сегменту, но при этом получил хороший модуль Sony Exmor IMX298 в сочетании с продвинутым программным обеспечением. Со временем, всё большее число моделей в разных ценовых категориях будут получать подобные возможности.

Как найти баланс между выдержкой, диафрагмой и чувствительностью

Все три ключевых параметра взаимосвязаны. Количество света, попадающего в камеру, можно увеличить, поднимая значения ISO, раскрывая диафрагму и удлиняя выдержку. При этом для каждого параметра есть побочное влияние: увеличенное ISO ведёт к нарастанию искажений (шума) на изображении, увеличенная диафрагма снижает глубину резкости, а с ростом выдержки усложняется съёмка с рук и динамичных сцен. Поэтому ваше мастерство фотографа будет состоять в том, чтобы со временем научиться понимать, как действовать в каждой ситуации. Это обязательно придёт с опытом.

Пока же вы можете отталкиваться от следующих двух рекомендаций:

  • При съёмке смартфоном с рук выдержка не должна быть длиннее 1/100 секунды. При 1/50 и более вы вряд ли удержите смартфон неподвижным и предметы в кадре «смажутся». Для каждой камеры и ситуации могут быть вариации, но искать идеальные значения начните с 1/100. Быстрые объекты останутся неподвижными на фото только если вы будете снимать с очень короткими выдержками. В большинстве случаев у вас для этого не хватит освещённости.
  • Чтобы уменьшить количество фотографического шума, стремитесь к тому, чтобы держать значение чувствительности минимально возможным. Однако при такой настройке у вас не выйдут хорошими кадры при съёмке с рук в тёмное время суток и внутри помещений. В таких случаях смело поднимайте значение ISO до тех пор, пока не получится добраться до рекомендуемого нами значения выдержки (см. предыдущий совет). В части сюжетов вам поможет фотовспышка, но вы должны понимать, что вспышка не решает всех проблем, так как делает освещение объектов крайне неравномерным, особенно при съёмках на улице.

Автоматическое ИСО.

Удобно использовать, если вам необходимо, что бы камера автоматически устанавливала параметр, в оговоренных вами интервалах. Это очень удобно, когда вы снимаете в плохо освещенном помещении, не используя вспышки, например, спортивные мероприятия. Этот параметр легко устанавливается в меню настройки фотоаппарата, где можно указывать минимальное и максимальное ограничение, например, 100-1600 и до внесения других настроек камера будет работать только в пределах указанных рамок.

автоматическое ISO

Важно. Если используется при съемке вспышка, то авто ISO лучше отключить.

Автоматическое ИСО удобно для съемки спортивных мероприятий. Выдержка должна начинаться от 1/1000 секунды и короче, чтобы фотографии не получились смазанными. А без увеличения значений ИСО, такого значения выдержки добиться невозможно. Поэтому, можно установить автоматическое значения светочувствительности, например, до 1600. В пределах интервала 100-1600, фотокамера сама будет устанавливать нужное значение ISO.

В заключение хочу добавить только одно. Как только появляется возможность уменьшить показатель ИСО – делайте это! Повышать стоит, только тогда, когда выдержка при низком значении светочувствительности становится длиной и диафрагма открыта до максимального предела. Также не стоит использовать завышенный показатель, при съемке с использованием вспышки.

На этом, статью буду заканчивать. Все, что я хотел рассказать по этой теме я рассказал. При возникновении вопросов, пожеланий, пишите в комментариях. Если понравилась статья, расскажите о ней своим друзьям и знакомым. Подписывайтесь на мой блог, и вы сможете узнать еще много полезной информации, которая позволит полноценно использовать фотоаппарат и получать высококачественные снимки.

Хотите разобраться лучше в этом параметре, и узнать больше про основы фотографии, тогда видео курс « Цифровая зеркалка для новичка 2.0 » или Моя первая ЗЕРКАЛКА , именно для вас. Данные курсы завоевали большую популярность среди начинающих фотографов. Ознакомившись с курсом я был поражен его качеством информации. Рекомендую их.

Моя первая ЗЕРКАЛКА — для почитателей фотокамеры зеркальной CANON.

Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для почитателей фотокамеры зеркальной NIKON.

И напоследок, у меня к вам вопрос. На каких ИСО фотографируете вы и при каких условиях?

Ссылка на основную публикацию