Как озу влияет на производительность в играх?

Благодаря, пожалуй, наиболее дешевому и эффективному соотношению цены и качества среди всех компонентов компьютера, ОЗУ, как правило, готово для геймеров, стремящихся улучшить технические характеристики своего игрового компьютера. Но дает ли это большое влияние? Лучше ли потратить деньги на другое устройство, и насколько оперативная память влияет на игры? Давайте разберемся.

Виртуальная память

На Windows XP и последующих версиях по умолчанию включена виртуальная память: на выбранном разделе жесткого диска выделяется определенное место, к которому обращается система, если доступной оперативной памяти не хватает. Проще говоря, виртуальная память (файл подкачки) позволяет увеличить производительность за счет жесткого диска.

Для настройки виртуальной памяти:

  1. Кликните правой кнопкой по значку «Компьютер».
  2. Откройте «Свойства».
  3. Перейдите в «Дополнительные параметры». Свойства компьютера
  4. Раскройте вкладку «Дополнительно».
  5. В поле «Быстродействие» откройте «Параметры». Открытие параметров быстродействия компьютера
  6. Нажмите «Изменить» на вкладке «Дополнительно». Открытие параметров виртуальной памяти

Этот путь актуален для «семерки», Windows 8 и Windows 10. На XP порядок тот же, только в свойствах системы нужно сразу открывать вкладку «Дополнительно». В появившемся окне настройки виртуальной памяти вы можете установить автоматический выбор размера файла подкачки, указать объем вручную или отключить функцию. Посмотрим подробно самостоятельную установку объема виртуальной памяти:

  • Исходный размер – 1-1,5 объема физической оперативной памяти (если у вас 2 Гб ОЗУ, то ставьте 2-3 Гб виртуальной памяти).
  • Максимальный размер – 2 объема оперативной памяти.

Изменение размера виртуальной памяти

Это рекомендуемые параметры, но есть одна тонкость: если у вас стоит не SSD-накопитель, а обычный HDD, то выделенный объем будет фрагментироваться. На производительности это сказывается плохо, поэтому в таком случае лучше оставить исходный и максимальный размер одинаковыми – равными объему физических модулей ОЗУ.

Если файл подкачки уже был фрагментирован (в течение долгого времени его объем был динамическим), то нельзя просто поменять его размер. Вам нужно:

  1. Установить значение «Без файла подкачки».
  2. Перезагрузить систему.
  3. Снова открыть параметры виртуальной памяти и указать размер файла подкачки.

Вы получите файл подкачки, который не будет фрагментироваться и поможет чуть увеличить производительность компьютера.

32 Гб оперативной памяти не нужны игровому компьютеру в 2020 году – мнение владельца ПК с избыточным объемом ОЗУ

В свое время мною был приобретен комплект из двух модулей по 16 Гб оперативной памяти Crucial Ballistix BL2K16G30C15U4B, стоимостью в 10 000 рублей по старым ценам, для сборки универсального ПК на Ryzen с прицелом на будущее для работы и игр (как конкурент PlayStation 5). Но на мою материнскую плату TUF B450M-PRO GAMING, мнение о которой было высказано в предыдущей статье, компания Asus выпустила последнюю версию BIOS аж в декабре 2019 года, а сама материнская плата благополучно практически исчезла с прилавков, следовательно, никакой поддержки процессоров Ryzen 4000 на Zen 3 не предвидится. Процессор же Ryzen 7 2700 даже в разгоне показал себя в играх на уровне старого i7 2700K в разгоне до 4.5 – 4.7 Ггц, либо же вовсе уступил ему.

реклама

В итоге для “продления потенциала” материнская плата нуждается в замене на модель с чипсетом B550, а процессор, соответственно, из-за отсутствия поддержки на новых материнских платах (и из-за своей бессмысленности в играх), требует замены на модель из ряда Ryzen 3000, например, на Ryzen 5 3500X, который полностью эквивалентен Ryzen 7 2700 в цене (с учетом продажи БУ процессора), выигрывает у восьмиядерной модели по FPS в играх, ну и, что наиболее важно, имеет усовершенствованный контроллер памяти, позволяющий разгонять ОЗУ до потенциальных 3800 MHz. “А, быть может, плюнуть на все и пересобраться на Intel?” – это уже вопрос из разряда вечных.

Но тема “потенциала” платформы AM4 и необходимого количества ядер для игр – это те вопросы, которые заслуживают отдельного рассмотрения в будущих статьях. В данном же материале мы в который раз коснемся болезненного для многих вопроса – актуального объема оперативной памяти, необходимого для игр здесь и сейчас. И я попытаюсь вас убедить в том, что для современного игрового ПК в 2020 году нет необходимости покупать 32 гигабайта оперативной памяти, а объем памяти в 16 гигабайт останется актуальным как минимум до выхода DDR5 для мейнстримных платформ.

Итак, так как некоторые читатели не изучают предоставленный мною материал досконально, но пытаются оспорить мои суждения, ссылаясь на фразы, вырванные из контекста, я призываю вас не торопиться с преждевременными выводами и обдумать то, что будет высказано далее.

реклама

И уже почти, что традиционное напутствие: перед тем, как читать изложенный здесь материал, вам стоит держать в голове, что это лишь мое мнение по данному вопросу, и я не считаю его полностью объективным и истинным – оно основано на личном опыте любителя-самоучки, не имеющего технического образования. И, так как у меня нет монополии на истину по данному вопросу, самых внимательных и инициативных читателей я призываю дополнить статью равносильными моим суждениями, если таковые имеются, чтобы параллельно развивалась и альтернативная точка зрения.

Для начала я предлагаю выделить несколько гипотетических типов геймеров, которые могут задаться вопросом о покупке 32 гигабайт оперативной памяти DDR4 (потому что 32 Гб ОЗУ DDR3 в системе с двухканальным режимом работы оперативной памяти – это настоящее безумие): геймер, имеющий систему на DDR4 с общим объемом ОЗУ в 16 Гб; будущий геймер, не имеющий ПК, либо же имеющий крайне старый компьютер без возможности рационального и дешевого апгрейда; геймер, имеющий морально устаревшее железо на платформе c DDR3, общий объем которой составляет 6-8 гигабайт; геймер, имеющий морально устаревшее железо на платформе c DDR3, общий объем которой составляет 12-24 гигабайта.

Итак, иметь 32 Гб оперативной памяти стандарта DDR4 оправдано лишь в том случае, если игровой компьютер собирается здесь и сейчас с прицелом минимум на 5 лет (в перспективе на 8-10 лет без апгрейда). Если же у вас уже есть система с 16 Гб ОЗУ типа DDR4, то нет никакого смысла добавлять оперативную память для бытовых задач и игр, если вы планируете обновить систему полностью и перейти на DDR5. Если же вы имеете ПК с 12-24 Гб DDR3 (AM3+, LGA 115X, различные Xeon с 3-4 каналами оперативной памяти), то вам также нет смысла до выхода DDR5 обновлять систему и прыгать “уходящий поезд DDR4”, лучше вложите деньги в видеокарту, а если у вас 8 либо же меньше гигабайт DDR 3, то проще всего увеличить объем оперативной памяти до 16 Гб, а для поднятия FPS в играх просто обновить видеокарту. Если же у вас нет никакого компьютера, старая консоль, крайне старый ПК (c памятью DDR2 и старше), который невозможно проапгрейдить так, чтобы дотянуть до выхода DDR5, играя в новинки, то для вас есть определенный смысл задуматься о приобретении нового компьютера с 32 Гб DDR4, и если вы точно знаете, что денег “на завтрашний день” уже не будет и в ближайшие 8-10 лет придется довольствоваться собранным сейчас компьютером.

На этом, собственно, можно было и закончить – посыл дан, и он достаточно разжеван; но чтобы не быть голословным, давайте все-таки поэкспериментируем с оперативной памятью и попытаемся “забить” 32 Гб ОЗУ простыми бытовыми задачами, которые актуальны для 99% потенциальных геймеров-читателей. Естественно, работа которых не связана с большими объемами данных, сложным монтажом или любыми другими специфичными видами деятельности, требующими 32 Гб ОЗУ и больше.

реклама

Перед началом экспериментов прошу ознакомиться с тестовым стендом.

  • Системная плата: Asus TUF B450M PRO GAMING;
  • Процессор: AMD Ryzen 7 2700, OC 3900 MHz;
  • ОЗУ: CRUCIAL Ballistix BL2K16G30C15U4B 2×16 Гб, 3333 MHz CL14
  • Система охлаждения процессора: GELID Phantom;
  • Термопаста: Arctic Cooling MX-4 ;
  • Видеоадаптер: GeForce GTX 1060 Xtreme Gaming 6G;
  • Накопители: Samsung SSD 850 120GB (под Windows), Western Digital WD Blue 1 TB (под игры);
  • Блок питания: Enermax Revolution D.F. , 650 Ватт;
  • Корпус: Thermaltake View 31 TG;
  • Монитор: Sharp Aquos lc-26le320e-bk ;
  • Операционная система: Windows 10 Pro x64 (1909).

Итак, когда информация о тестовой конфигурации оглашена, предлагаю начать “загружать” оперативную память с того, что мы выясним, каково “базовое” потребление ОЗУ операционной системой в моем случае.

https://st.overclockers.ru/legacy/blog/378513/188733_O.jpg

реклама

Перед вами только что запущенная система. Я ничего предварительно не настраивал, ничего не отключал, думаю, что нет смысла выявлять, сколько потребляет “чистая” ОС без Aero, автозагрузки и прочего. Это расход оперативной памяти только включившегося реального рабочего компьютера.

Теперь предлагаю перейти к “синтетике”. Задача проста: 50 открытых вкладок в двух браузерах: Opera и Chrome.

Чтобы “синтетический” тест не был полностью бессмысленным, и его результаты можно было как-то интерпретировать, было решено открыть первые 50 страниц в “Википедии” по алфавитному порядку на букву “A”. Каждая страница была полностью загружена и “проскроллина” с возвратом в исходное положение. Стоит отметить, что в браузерах Opera и Chrome страницы были открыты в идентичном порядке с пустой вкладки. Списки страниц также были полностью идентичны друг другу и, естественно, каждая открытая страница “хранила” в себе уникальный материал, отличающийся между собой по содержанию и объему данных. Такое тестирование я считаю показательным при работе в интернете или, например, при написании курсовых и дипломных работ в учебных заведениях.

Chrome:

https://st.overclockers.ru/legacy/blog/378513/188744_O.jpg

https://st.overclockers.ru/legacy/blog/378513/188746_O.jpg

Тестирование, к сожалению, показало, что компьютер “для учебы” тоже нуждается в объеме оперативной памяти больше 8 гигабайт.

Opera:

Вопреки распространенному мифу, из данного тестирования удалось выяснить, что браузер Chrome, по крайней мере на данный момент, потерял статус “пожирателя оперативной памяти”.

Теперь давайте посмотрим на потребление оперативной памяти в реальном и типичном для меня сценарии работы за компьютером.

В моем браузере открыты 25 вкладок различных сайтов, которые я использую в процессе работы.

Помимо этого в данный момент я рисую в графическом редакторе заглавную картинку для статьи, состоящей из нескольких слоев + нескольких картинок в других окнах для работы над основным проектом. Для связи со мной у меня открыт десктопный мессенджер. Браузер с 25 вкладками также ожидает моего переключения. Запущен Steam, свернута простенькая, но просто отличная игра ATOM RPG. Собственно, открыт диспетчер задач для мониторинга потребления оперативной памяти. MSI Afterburner считает потребляемую игрой оперативную память. В Excel строятся гистограммы, а в Word набирается текст текущей статьи. Открыт FRAPS для построения графика FPS через Excel. Запущен Origin. Панель Nvidia и программка для выделения необходимой области экрана под скриншот также работают на фоне. В проводнике открыты 3 папки.

Читайте также:  На каком расстоянии от монитора нужно работать

И даже такая совершенно нестандартная для типичного геймера работа “съедает” всего 9 Гб (округляю в большую сторону) оперативной памяти компьютера.

Давайте теперь проверим, сколько оперативной памяти нужно современным и серьезным играм.

Демонстрировать потребление оперативной памяти игрой я собираюсь в Red Dead Redemption 2, так как это самая высокотехнологичная и требовательная к ресурсам ПК игра из тех, которые установлены в данный момент на моем персональном компьютере.

Настройки игры были следующие: разрешение экрана 1360X768, сглаживание 4X MSAA (остальные сглаживания выключены), абсолютно все остальные настройки “выкручены” на максимум (в том числе и дополнительные).

Так как игра у меня пройдена, я специально загрузился в одну из самых “тяжелых” миссий в городе, связанных с ограблением банка, перед этим около получаса разгуливал по самому большому городу в игре, чтобы по максимуму загрузить оперативную память.

В процессе миссии максимальная загрузка ОЗУ была запечатлена на скриншоте.

И, чтобы не судить о потреблении памяти лишь по одной игре, предлагаю протестировать расход ОЗУ в Метро: Исход.

Игра тестировалась на профиле графических настроек “Экстрим”, разрешение было выбрано 1360×768. Все дополнительные опции графики были включены и выставлены в максимально возможное положение.

Тестирование игры происходило на локации Тайга. Я в течение 40 минут гулял по локации и пытался максимально загрузить оперативную память.

Спустя 20 первых минут потребление оперативной памяти увеличилось на 700 Мб от первоначального потребляемого объема и составило 6835 Мб.

Спустя следующие 20 минут игры мне все-таки удалось “загрузить” оперативную память более чем на 7 Гб.

Кто-то скажет, что такое тестирование абсолютно не объективно, но давайте тогда предположим, что через 5 часов игры и, соответственно, переходов на новые уровни, потребление оперативной памяти достигнет 8 Гб, а может даже и 10 Гб, если очень сильно постараться. Но этот факт никак не говорит о том, что 32 гигабайта ОЗУ сейчас нужны для игр, бытовых занятий на компьютере или даже игр с одновременной работой и серфингом в интернете. 16 Гб оперативной памяти в данный момент достаточно для использования ПК на бытовом уровне.

Итак, давайте подведем итоги по проделанной работе. Первое, если вы захотите приобрести 32 гигабайта оперативной памяти, вы должны в первую очередь осознавать, для каких целей будет использоваться такой объем ОЗУ, но для игр, определенно, не требуется больше 16 гигабайт памяти. Второе, если вы гонитесь за максимальным FPS в играх, вам достаточно купить 16 гигабайт оперативной памяти, но при этом с высокой частотой и низкими таймингами и, естественно, одноранковые модули, так как они разгоняются потенциально лучше двуранковых. Третье, объем ОЗУ в 32 гигабайта будет востребован очень не скоро – пройдет минимум 2-3 года перед тем, как лишь некоторые игры начнут потреблять больше 16 гигабайт оперативной памяти, но массовое потребление больше 16 гб оперативной памяти случится лишь тогда, когда эти 32 гигабайта оперативной памяти станут массовыми и доступными даже для самого минимального игрового компьютера (как сейчас с ОЗУ в 16 гигабайт), по предположениям это будет лишь “в эпоху DDR5” и далеко не в самом ее начале.

Ну, и если вы приобрели 32 Гб оперативной памяти DDR4, то не стоит расстраиваться. Такой объем памяти позволит вам “дотянуть” как минимум до конца жизненного цикла DDR5 и выждать того момента, когда будет действительно сильный разрыв в производительности между скоростными модулями DDR4 и среднебюджетными экземплярами DDR5, чтобы действительно выгодно обновить систему. Да, вы не получите максимальный FPS, но при наличии быстрого восьмиядерного процессора точно обеспечите себе стабильный гейминг без апгрейдов на ближайшие года (за исключением лишь видеокарты).

Особенности работы ОЗУ

Показатели, которые отвечают за частоту работы оперативной памяти, обозначаются как DDR с различными цифрами: 200 – 400. Это будет полностью соответствовать частоте в 100 – 200 Мегагерц. Такой тип памяти относится к DDR SD-рам, однако в последнее время им появилась достойная замена. Рынок активно пополняется новыми видами памяти, которые имеют расширенные показатели: DDR 2 SD-рам — DDR 4 SD-рам.

Оперативная память

Оперативная память

В связи с такими нововведениями осталось выяснить, как же лучше увеличивать память компьютера, чтобы это было эффективно и не сильно било по кошельку.

Как узнать текущий объем оперативной памяти?

Для этого даже не обязательно открывать крышку компьютера — запускаем уже известную нам утилиту Speccy и находим в ней текущие характеристики в соответствующем разделе. В принципе, здесь уже представлены все основные характеристики, подробно которые мы рассмотрим чуть ниже.

В данный момент нас интересует объем — у меня на ноутбуке имеются 2 слота, оба из которых заняты. Общий размер — 2000 Мб (2Гб), то есть на ноуте стоят 2 планки по 1 Гб.

Тестирование оперативной памяти ноутбука в Speccy

Для нормальной ежедневной работы Windows этого вполне достаточно, однако если вы планируете играть в игры со сложной графикой или пользоваться тяжелыми графическими или видео программа, то желательно поставить побольше.

Кстати, у каждой версии операционной системы есть минимальные требования по оперативной памяти, без которых она просто не будет работать.

  • Для Windows XP — Не менее 64 МБ оперативной памяти (рекомендуется не менее 128 МБ)
  • Windows 10, 7 и 8 — 1 гигабайт (ГБ) (для 32-разрядной системы) или 2 ГБ (для 64-разрядной системы) оперативной памяти (ОЗУ).

Даже при планировании объема для увеличения следует узнать из характеристик материнской платы или процессора, какой максимальный размер поддерживается. Это указывается в подробном описании в разделе памяти. Так, в модели Intel Core i54430 максимальный размер — 32 Гб.

Оперативная память intel core i5

Для офисного ПК, на котором будет происходить работа только с офисными документами, достаточно 1 Гб памяти. Для дома для просмотра видео, фото, использовании различных приложений рекомендуется использовать от 2 Гб. Для мощного игрового компьютера — 8Гб и выше.

Однако имейте в виду, что 4 Гб и более будут полноценно работать только на 64-разрядной ОС, Windows c 32-х увидит не более 3 Гб.

Поддерживаемый тип оперативной памяти

Следующим показателем, характеризующим оперативку, является ее тип. Перечислим их по мере развития технологий — SDRAMM DIMM, DDR (или PC), DDR2 (PC-2) и DDR3 (PC-3).

Как видно из вышепредставленного скрина из программы Speccy, у меня на ноутбуке поддерживается память DDR3, хотя на сегодняшний день самым последним современным стандартом является DDR4.

Все современные процессоры работают именно с этим стандартом, однако на старых платах можно встретить и более старые стандарты. Если вашему компьютеру уже много лет, то вполне вероятно, что на нем используется устаревший тип и модуль памяти нужно подбирать именно этого стандарта. Модули памяти разных типов несовместимы с «чужими» слотами на системной плате.

Узнать тип поддерживаемой оперативной памяти можно также из характеристик процессора (CPU) или модели материнской платы на официальном сайте производителя — узнать эти модели также легко в программе Speccy или ее аналогах.

Если у вас есть в наличии запасные планки оперативки, то также иногда бывает непросто определить, к какому типу она относится. Обычно на них имеется наклейка с указанием типа — PC, PC-2, PC-3 или DDR, DDR2, DDR3. Но если наклейки нет, то будем определять следующим образом.

Планки DDR и DDR2 внешне очень похожи и имеют 1 ключ (вырез), расположенный практически по центру. Но на DDR 180 контактов — по 92 с каждой стороны. А на DDR2 — 240 — по 120 с каждой стороны, причем они визуально уже, чем DDR2. Посчитать их легко, так как они пронумерованы.

На модулях DDR3 такое же количество контактов, как у PC-2, однако ключ не посередине, а смещен к краю.

ddr - сравнение модулей

Модуль памяти совсем старого стандарта SDRAM отличается наличием двух ключей.

sdram модуль

Как узнать количество слотов ОЗУ на ПК

Опять же, существует два варианта определить количество слотов. Первый вновь сводится к разбору компьютера: следует снять крышку и посчитать количество свободных слотов памяти. Второй – программный:

  1. Вновь запускаем скачанную ранее нами утилиту от Администратора;
  2. Переходим на вкладку «SPD»;
  3. Там нажимаем на поле «Memory slot selection» и обращаем внимание на то, сколько конкретно слотов в выпадающем списке – в нашем случае их четыре штуки, что говорит о наличии на материнской плате четырёх гнёзд под ОЗУ.

Инструкция: Как увеличить оперативную память на компьютере

Чтобы определить, в каком именно установлена планка, а в каком отсутствует, следует остановиться на каждом – выбрали один, посмотрели информацию с правой стороны. Если она отсутствует – значит, слот пустует. И наоборот, если информация есть – слот занят планкой оперативной памяти.

Тактовая частота

Еще один важный показатель памяти — ее тактовая частота, которая измеряется в мегагерцах (МГц). От нее зависит скорость обработки информации. При выборе модуля обязательно посмотрите, какую частоту официально поддерживает ваш процессор. Та модель, которая была показана на скрине выше, работает с памятью PC3-12800 (DDR3 1600 МГц), PC3-10600 (DDR3 1333 МГц), PC3-8500 (DDR3 1066 МГц). Эти же характеристики можно увидеть на сайтах интернет-магазинов в подробном описании модулей памяти. Например, посмотрим на игровой комплект из 4 планок по 4 гига Corsair XMS3 DDR-III DIMM 32Gb KIT 4*8Gb :

Это интересно: Как восстановить удаленный документ Word

Модуль памяти Corsair ddr3

Пропускная способность оперативной памяти

От частоты зависит также такой параметр, как пропускная способность, который показывает, какой объем данных может максимально быть передан за определенное время. Измеряется в мегабайтах в секунду (Мб/с) и вычисляется умножением частоты на 8. То есть в нашем примере у памяти частота 1333 МГц * 8 = 10667 Мб/с, что также видно в описании.

Чем больше пропускная способность, тем выше скорость работы модуля оперативной памяти. Однако учитываем тот факт, что современные процессоры поддерживают работу с памятью, у которой максимальная частота 1600 МГц.

Если купите дорогущую планку с частотой выше — работать она будет так же, как более дешевая на 1600 МГц.

Тайминг

Здесь же можно сказать еще о такой характеристике, как тайминг. Это время задержек при обработке операций внутри самих микросхем модуля оперативки. Записывается тайминг как последовательность нескольких цифр — в нашем примере это 9-9-9-24. Последний 4й двузначный параметр характеризует быстродействие всей микросхемы в целом.

Также тайминг может обозначаться буквами CL и числом, которая обозначает первое значение в подробной последовательности. В нашем примере в коротком варианте это бы обозначалось как CL9.

Чем меньше тайминги, тем лучше, но и стоят таким модули дороже. Однако это имеет значение только для высокопроизводительных скоростных ПК — для дома и офиса на данный параметр можно не обращать внимания.

Игроманы же могут воспользоваться настройками BIOS и вручную поиграть с изменением таймингов в меньшую сторону, однако делать это нужно аккуратно, иначе рискуете испортить модули.

Что такое оперативная память

Оперативная память (ОП, ОЗУ – оперативное запоминающее устройство, или RAM — Random Access Memory) – это место, где хранятся все временные данные о работе программ. Внешне ОП выглядит как несколько различных микросхем, подключенных к материнской плате. Она служит временным хранилищем для всех запущенных программ и имеет большую скорость записи и чтения данных.

Следует отметить, что оперативная память кардинально отличается от памяти жесткого диска. ОЗУ хранит информацию в течение только того времени, пока устройство подключено к электропитанию, т. е. как только компьютер будет отключен – все данные оперативного запоминающего устройства сотрутся. Память жесткого диска хранит информацию, пока вы её не удалите.

Современные оперативки очень объемны и позволяют компьютеру работать над многими задачами одновременно. Но их многообразие сбивает с толку неопытного пользователя. Попробуем разобраться, как добавить оперативной памяти в компьютер.

Кадровая частота

Одним из наиболее важных для геймера параметров оперативной памяти является FPS или кадровая частота — количество меняющихся кадров в течение 1 секунды. Человеческий глаз способен воспринимать разное количество кадров за один и тот же промежуток времени:

  • в спокойном состоянии мы видим 25 кадров/секунду, а скорость реакции нервной системы на картинку составляет около 40 миллисекунд;
  • при возбуждении скорость повышается до 10-15 миллисекунд, что позволяет распознавать до 100 картинок в секунду.

Для большинства компьютерных игр оптимальными параметрами FPS являются 60-80 кадров в секунду. Низкие показатели, на уровне тех же 25 кадров в секунду, заметно отражаются на уровне комфорта во время игры: смена кадров напоминает замедленное слайд-шоу, игрок видит техническую сторону процесса и не может полностью наслаждаться игрой.

Для повышения кадровой частоты пользователи увеличивают ОЗУ компьютера. В отличие от других показателей, рост FPS в результате добавления дополнительных гигабайтов менее заметен. Для большинства компьютеров увеличение кадровой частоты происходит всего на 2-5 пунктов, в случае с двухканальным режимом — до 10 единиц. Таким образом, добавления объемов ОЗУ отражается на параметрах FPS, однако заметного улучшения от 2-кратного увеличения оперативной памяти ждать не стоит.

Доступность более 4 Гб оперативной памяти в Windows

Интернет буквально завален рассуждениями пользователей о том, почему в битной Windows доступно 3,5 Гб оперативно памяти вместо, например, установленных 4 Гб. Было придумано множество теорий, мифов и легенд. Например, считают, что это ограничение, сделанное Microsoft, которое можно снять. Это отчасти правда — принудительное ограничение действительно есть. Только снять его корректно нельзя. Это обусловлено тем, что в 32-разрядных системах драйвера и программы могут нестабильно работать при использовании системой больше четырех гигабайт оперативной памяти. Для 64-битных Windows драйвера тщательнее тестируют, вышеупомянутого ограничения там нет.

Но не все так просто. Windows 7 Начальная (Starter) (и ее аналог у Vista) не видит больше 2 Гб оперативной памяти. Это тоже ограничение, только не по причине нестабильно работающего софта. Дело в том, что Windows 7 Начальная распространяется исключительно на маломощных нетбуках, по факту практически бесплатно, поэтому необходимо было дистанцировать ее от более дорогих изданий: Домашней базовой, Домашней Расширенной, Максимальной и т.д. Часть ограничений Windows 7 Starter можно снять, но только не ограничение на два гигабайта оперативной памяти.

Что касается остальных 32-битных изданий Windows XP, Vista, 7 и Windows 8/10: на практике пользователю доступно еще меньше — 3,5 Гб. Все дело в том, что драйвера тоже имеют свои адреса, которые лишают программы Windows доступа к части памяти в 512 мегабайт. Существует патч, позволяющий «задвинуть» такие адреса за пределы четырех гигабайт, чтобы система стала использовать все 4 Гб оперативной памяти, но это практически не имеет смысла:

  • Как я писал выше, драйвера и программы не смогут корректно работать после такого патча, так что система может начать зависать, выдавать ошибки, т.е. вести себя непредсказуемо.
  • Даже если в компьютере будет установлено плат оперативки на 8, 16, 32 Гб или больше — это никак не поможет их задействовать в 32-битном режиме операционной системы.

Какой смысл от доступности дополнительных 512 Мб оперативной памяти, если система станет нестабильной? Может, стоит поступить проще и наконец-то поставить 64-битную Windows?

То, что «видно» 4 Гб оперативной памяти, не значит, что ее можно эффективно использовать. Проблема в том, что 32-битная Windows не может грамотно выделить процессу (программе) более двух гигабайт физической оперативной памяти. Об этом многие забывают, и зря. Неважно, сколько оперативной памяти в компьютере, если программе нельзя дать больше 2 Гб ОЗУ. Пример: если пользователь работает в 32-битной Windows с Photoshop на компьютере с 4 Гб оперативной памяти, графический редактор сможет задействовать всего лишь два гигабайта максимум, остальные данные скинет в файл подкачки и будет тормозить. С играми то же самое.

На самом деле, только в 64-битной операционной системе программы могут задействовать весь потенциал оперативной памяти объемом больше двух гигабайт. И то не все, а только рассчитанные на использование больше 2 Гб ОЗУ. Ситуацию опять-таки можно исправить с помощью соответствующих патчей в 32-битной Windows, но это работает далеко не со всеми программами. Повторюсь: только 64-битная Windows и 64-битные программы, запущенные в ней — единственный выход задействовать весь потенциал большого объема ОЗУ.

Между тем, с серверными версиями Windows ситуация иная: там доступны гораздо большие объемы оперативной памяти даже в 32-битных версиях ОС. Почему так происходит, рассказано в статье Преодолевая границы Windows: физическая память от Марка Руссиновича.

Также есть моя заметка Какую выбрать систему — 32 бит или 64? в статье про установку Windows 7 для новичков.

  1. Во-первых, нужно подумать о целесообразности. Соотнесите с целями, для которых используете ПК. Работа в текстовых редакторах и просмотр фильмов не требуют больших объёмов и, вам, вполне хватит 2Гб ОП, а вот для игр этого будет не достаточно.
  2. Для наилучших результатов возьмите планки одного производителя, с совпадающими параметрами.
  3. Важно, чтобы у планок была одинаковая частота работы и тайминги.
  4. Так же вы должны учитывать разрядность вашей ОС. Например, на 32 разрядный Windows не получится установить более 4 Гб оперативки, он её просто не увидит.

Это наглядно можно увидеть на всем известных приложениях типа фоторедактор Adobe Photoshop и любом браузере. Просто начните работать в редакторе с несколькими слоями или кликните несколько вкладок. Компьютер начнёт тормозить.

Чтобы проверить то, как работает оперативная память – вызываем Диспетчер Задач (Ctirl + Alt +Del). Кликаем вкладку «Производительность» и смотрим загрузку ОЗУ. Далее определяем, куда конкретно тратится память, нажав «Процессы». При необходимости отключаем не задействованные программы.

Сколько вешать в гигабайтах?

Скорость чтения/записи данных из оперативной памяти во много раз выше, чем с жесткого диска и даже SSD. Но когда объёма «оперативки» недостаточно, системе приходится записывать данные на жёсткий диск в файл подкачки. Естественно, это приводит к ощутимой потере производительности. Чтобы понять, на какое количество памяти стоит ориентироваться, кратко представим различные конфигурации и задачи, которые они способны решать.

1 ГБ — вопиющий архаизм, место которого на свалке истории! Актуальные ОС с таким объёмом банально не работают. И «десятка», и «семёрка», конечно, загрузятся — но работой это сложно будет назвать. В природе такой объем памяти уже практически не встречается: разве что в дешёвых терминалах да музеях компьютерной истории.

2 ГБ — это абсолютный минимум для печати в Word или для запуска браузера с парой открытых вкладок. Windows 10 «сожрёт» почти 70% этого объёма, что вкупе с медленным файлом подкачки сделает работу крайне некомфортной. Среди новых устройств найти такую скромную конфигурацию можно разве что в Compute Stick, в самых недорогих ноутбуках, да в Windows-планшетах из Поднебесной.

Как выбрать память, чтобы ускорить ноутбук

4 ГБ — базовый норматив офисного труженика. Чудес производительности ждать не стоит, но система хотя бы не станет регулярно задумываться о вечном. С учётом аппетитов самой Windows, свободными останутся где-то 2,5 ГБ ОЗУ, их должно хватить на веб-сёрфинг, офисные приложения или просмотр HD-видео. Причём лучше запускать эти задачи поочерёдно, чтобы избежать «тормозов». Также учитывайте, что 4 гигабайта — это потолок, в который упираются 32-разрядные операционные системы, больший объем они просто не способны задействовать. Если вы решите сделать апгрейд, понадобится заменить ОС на 64-разрядную версию.

Как выбрать память, чтобы ускорить ноутбук

8 ГБ — стандартый объем для комфортной работы. Именно такая цифра позволит, не задумываясь, нажимать Alt+Tab прямо из какой-нибудь не слишком тяжелой игры в окно YouTube с гайдом по её прохождению. И не наблюдать при этом слайд-шоу в полноэкранном режиме. Таблицы на сотни строк и формул перестанут подтормаживать, а количество открытых вкладок в Chrome будет о себе напоминать гораздо реже.

Небольшое уточнение: любителям открывать по несколько десятков вкладок восьми гигабайт всё же мало. На тестовой машине (Intel Core i5-3570 / 8 ГБ DDR3-1600, Windows 10 Pro) при открытии 40+ вкладок память заполнялась на 80% и исполняемый файл chrome.exe просто «вылетал». На двух других компьютерах с восемью гигабайтами памяти и Windows 10 эксперимент привёл к аналогичным результатам.

Как выбрать память, чтобы ускорить ноутбук

Система, антивирус и 49 процессов Chrome заняли 82% ОЗУ. Через секунду браузер «вылетит» из памяти

Чтобы решить подобную проблему, можно посадить браузер на «диету», установив расширение для выгрузки вкладок из памяти. Но лучше увеличить объём до 16 ГБ — этого хватит даже для нескольких серьёзных задач, запущенных одновременно.

Можно ли увеличить объем ОЗУ и как

Современный компьютер — не финализированный продукт, который нельзя подвергнуть модификации (в отличие, например, от мобильного телефона, проапгрейдить который крайне сложно). Это скорее эдакий конструктор Lego для взрослых дядек (или тех, кто пытается казаться взрослым).

На компе можно заменить большую половину деталей на более мощные, за счет чего увеличить его производительность. Главное правило при любом апгрейде: использовать подходящие комплектующие и не пытаться впихнуть невпихуемое, если слот не подходит.

Например, несложно увеличить объем ОЗУ с 4 до 8 гб за счет замены модуля на более вместительный или установкой дополнительного модуля. Учитывайте, что оперативка увеличивается благодаря использованию, планок ОЗУ, но никак не с помощью флэшки, за счет жесткого диска, с помощью ССД, процессора и т.д.

Если бы флэшки и другие устройства смогли показывать туже надежность и эффективность, то оперативка уже нигде не продавалась.

Поэтому, если вы решили провести апгрейд ПК и увеличить ему оперативку, без покупки дополнительной планки никак не обойтись. Единственные альтернативные варианты — выменять на что-то полезное подходящий модуль у знакомого компьютерщика или украсть его у него же.

Плюсы увеличения

Увеличение даст следующие результаты:

  • Увеличится производительность устройства. То есть, увеличится и скорость его работы. Программы и приложения будут загружаться в несколько раз быстрее, ноутбук перестанет тормозить и “зависать”.
  • Многозадачный режим. Если переносной ПК имеет малое количество “оперативки”, то при одновременном запуске сразу нескольких программ он будет тормозить. Но после увеличения ОЗУ о данной проблеме можно забыть и не бояться открывать несколько программ.
  • Будут хорошо работать игры. Многие игры требуют большого количества ОЗУ, и на портативных ПК с малым его количеством плохо работают или не работают совсем — не устанавливаются, зависают и т.д. После апгрейда ОЗУ появится возможность установки игр, которые раньше не работали на устройстве. Также увеличится скорость работы уже установленных игр.
  • Увеличится скорость работы принтера и других присоединённых устройств. При недостаточном количество ОЗУ устройство будет медленно загружать файл в буфер обмена и передавать часть данных в файл подкачки — поэтому придётся подождать выхода документа из принтера. При достаточном количестве ОЗУ файл будет готов к печати через секунду.
  • Улучшится работа программ, связанных с графикой и мультимедиа. Такие программы требовательны к объёму ОЗУ, так как файлы мультимедиа “весят” достаточно много. В данном случае увеличение поможет ускорить работу программы Photoshop, облегчить создание фильмов и презентаций.

Новая ОЗУ

Вы все правы и делаете правильный выбор!

реклама

Теперь объясню, почему я пришел к такому выводу. Дело в том, что у всех нас разный жизненный опыт, объем денежных средств, которые мы можем потратить на апгрейд. Разные планы на то, сколько будет служить нам ПК до апгрейда, разные задачи, которые мы решаем на ПК.

И даже роль ПК в нашей жизни у всех разная – кто-то включает его на пару часов вечером, а для кого-то это хобби, занимающее первое место.

реклама

И кто же будет прав в споре о количестве памяти? Никто! Потому что этот вопрос не имеет однозначного решения и наши взгляды слишком субъективны.

Но это не значит, что пора перестать спорить. В споре рождается истина, а иногда комментарии важнее самой статьи и из них можно почерпнуть массу полезной информации.

И что же я предлагаю для того, чтобы поставить окончательную точку в вопросе 16 Гб vs 32 Гб?

Я предлагаю смоделировать несколько сценариев использования ПК и тип его пользователя. И вот в этих узких рамках спор о количестве и даже скорости работы ОЗУ будет конструктивен и полезен.

Вот такие сценарии пришли мне на ум, но вы можете добавить и новые.

Пять аргументов "за" и четыре "против" покупки 32 Гб памяти в игровой компьютер в 2020 году

Пару дней назад мне на глаза попался блог “DDR4 16 Гб vs 32 Гб: какой объем оперативной памяти нужен для игр”, который затрагивал острый вопрос – сколько памяти ставить в игровой компьютер в 2020 году – 16 или 32 Гб?

реклама

В комментариях к блогу развернулась нешуточная дискуссия о нужности 32 Гб памяти в 2020 году. Я всегда считал комментарии важнейшей частью блогов overclockers.ru, в которых можно почерпнуть не меньше полезной информации, чем в самом блоге. Вот и в это раз после прочтения блога я засел за чтение комментариев.

реклама

реклама

Как это обычно бывает, однозначного решения этого вопроса не существует и правы и те, кто выбирают 16 Гб, и те, кто выбирает 32 Гб.

Для себя я этот вопрос решил в пользу 32 Гб, описав это в блоге “Пять причин, по которым я купил 32 Гб памяти в бюджетный компьютер в 2020 году”.

Но мои аргументы в том блоге были слишком привязаны к моей текущей конфигурации ПК, платформе AM4, и планам на дальнейший апгрейд.

реклама

В этом блоге я постараюсь более объективно взвесить аргументы и “за”, и “против” покупки 32 Гб в игровой компьютер в 2020 году. Именно в игровой, ведь в офисный и мультимедийный до сих пор хватает 8-16 Гб, а для многих рабочих ПК и 32 Гб уже мало.

Давайте начнем с аргументов “против” покупки 32 Гб.

Первый аргумент “против” – 16 Гб пока хватает для любой игры. Можно закрыть браузер и фоновые программы, минимизировав расход памяти и 16 Гб при таком сценарии хватает для любой существующей игры.

Мало того, в наши годы файл подкачки, размещенный на быстром SSD, способен сделать недостаток оперативной памяти очень незаметным. Кардинально отличающимся от времен, когда обращение к файлу подкачки, расположенному на жестком диске, сопровождалось тормозами и треском.

Второй аргумент – 16 Гб дешевы. 16 Гб в два раза дешевле аналогичного комплекта на 32 Гб. Причем некоторые пользователи тратят эту разницу на покупку более быстрых модулей, которые сейчас дают заметный прирост в играх и приложениях.

Третий аргумент – практически любой пользователь, с набором памяти 8х2 Гб, может в любой момент, когда ему станет их не хватать, добавить еще 2х8, увеличив память до 32 Гб.

Да, аналогичных модулей может не найтись и память заработает не на оптимальных таймингах и не возьмет рекорды разгона, но работать все будет.
Или можно продать свои 2х8 Гб на вторичном рынке и купить новые 2х16 Гб.

Четвертый аргумент – скоро выходит память стандарта DDR5, которая сразу сделает память DDR4 морально устаревшей.

Теперь давайте разберемся с аргументами “за”.

Первый аргумент “за” – то, что для игр обязательно потребуются более 16 Гб ОЗУ. Это неизбежно и это время наступит еще при жизни платформ AM4 и сокет 1200. А это значит, что пользователям придется апгрейдить память на существующей платформе, добавляя новую или меняя ее целиком.

Поэтому апгрейд памяти неизбежен.

А это будет стоить денег и из этого получается второй аргумент – траты неизбежны.

Никаких оснований для того, что DDR4 будет сильно дешеветь, я не вижу. Наоборот, снижение выпуска DDR4 чипов при сохранении множества актуальных платформ AM4 и сокетов 1151 и 1200 вызовут повышение ее цены. Как в случае с DDR3.

Поэтому нет особой разницы, когда вы заплатите за 32 Гб памяти, сейчас или через год-полтора. Я заплатил сейчас.

Я не люблю связываться с б/у рынком, пускать к себе в дом незнакомцев для продажи железа, поэтому мне спокойнее купить 32 Гб сейчас и сидеть на них несколько лет.

Третий аргумент “за” – быстрая DDR4 память будет долго сохранять актуальность в играх и приложениях. Пользователи, укомплектовавшие свои ПК быстрой DDR3 памятью в свое время, например, на системах с Intel Core i7-4790K, не испытывают особого недостатка ее пропускной способности в играх.

Тест DDR3 2133 МГц. Вполне сопоставимо с результатами DDR4 2133 МГц.

Четвертый аргумент – стабильность и комфорт. Купив сейчас 32 Гб памяти, вы можете разогнать ее, “выжав все соки” и настроив тайминги. И несколько лет пользоваться быстрым, стабильным комплектом, который не потребует никакого вмешательства.

Я именно так и сделал, разогнав CRUCIAL Ballistix Sport LT AES до 3400 МГц и максимально ужав тайминги и субтайминги.

Пятый аргумент “за” – цена памяти DDR4, которая может только расти. Возьмите любой магазин, например Регард, и откройте цены на память объемом 8 Гб.

Видите, модули памяти DDR4 с частотой 2666 МГц уже равны по ценам самым недорогим модулям DDR3 1600 МГц? Такое же повышение цен на устаревающую память было и во времена смены SDRAM на новую DDR память, и когда DDR меняли на DDR2, и когда DDR2 уступала позиции DDR3 памяти.

В этот раз история повторяется и шустрая DDR3 стоит уже неприлично дорого.

То же самое и на вторичном рынке. Достаточно промониторить предложения на Авито. Чувствуется даже некоторый дефицит.

Дело усугубляется тем, что срок жизни платформ на DDR3 и DDR4 теперь неприлично растягивается китайцами с их серверными процессорами.

Не забудьте нестабильность курса валют и сезонное повышение цен к 1 сентября, после летнего отпускного и дачного затишья, когда тысячи школьников пойдут покупать компьютеры “для учебы”.

Добавьте к этому заявления корпораций – производителей чипов RAM, которые заявляют, что им уже невыгодно производить столь дешевую память. Помните ситуацию, которая была несколько лет назад и память аналогичного объема стоила чуть ли не в два раза дороже?

Может быть, память сейчас стоит на самом минимуме, к которому вернется очень и очень нескоро. И самое время купить 32 Гб памяти на несколько лет вперед.

Вот мои аргументы “за” и “против” покупки 32 Гб памяти в игровой компьютер в 2020 году. Я не претендую на истину в последней инстанции и, может быть, совершил ошибку, купив в свой ПК 32 Гб ОЗУ.

Поэтому я с удовольствием выслушаю ваше мнение в комментариях, ведь в споре рождается истина.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector