Что лучше выбрать CrossFire или SLI технологию для игр?

 CrossFire или SLI - что лучше подходит для игр?

Если вы когда-нибудь задумывались о том, как работают настройки с несколькими графическими процессорами, то, вероятно, сталкивались с терминами CrossFire и SLI. Эти технологии позволяют двум или более графическим процессорам работать синхронно, и они были разработаны AMD и Nvidia соответственно.

В этой статье мы кратко рассмотрим, что это за две технологии и чем они отличаются, поэтому, если вы думаете о приобретении нескольких видеокарт, читайте дальше!

История

3dfx технология

В 1998 году 3Dfx произвела и распространила линейку графических ускорителей, известную как Voodoo2. Это первое устройство, использующее недавно представленный интерфейс 3dfx Scan-Line Interface, или SLI, и включающее три графических процессора на одной карте. Voodoo2 была первой ориентированной на потребителя видеокартой. Во многом задала тон богатому, динамичному аппаратному рынку в настоящее время для игровой индустрии.

Связь между двумя картами Voodoo2 обеспечивалась ленточным кабелем, который позволял картам обмениваться данными и отображать изображение, чередуя рисование горизонтальных линий пикселей. Эта технология позволила использовать разрешение 1024 × 768, что считается значительным скачком по сравнению с конкурентами с одной картой, которые могли управлять только стандартными 800 × 600.

На фоне агрессивного маркетингового продвижения технология SLI обещала удвоить вычислительную мощность ПК. В действительности, технология столкнулась со многими проблемами, в основном связанными с необходимостью жертвовать слотами PCI Express для размещения двух устройств Voodoo2 за счет сетевых карт и тому подобного.

Nvidia Sli

Фактический процесс рендеринга был подвержен неприглядным артефактам отображения, таким как неполные кадры и разрывы. Запретительные затраты на приобретение двух карт (около 300 долларов каждая) оказались препятствием для широкого распространения этой технологии, и это оставалось прерогативой нишевых энтузиастов, жаждущих похвастаться своей игровой системой.

Но судьба 3Dfx быстро пошла на юг из-за грязного слияния с STB Systems, замедления продаж и неспособности идти в ногу с экспоненциально лучшими линейками карт GeForce и Radeon . В конце 2000 года Nvidia приобрела компанию-производителя графических карт, производство и поддержка которой вскоре прекратились.

Nvidia не сразу использовала технологию SLI, и она оставалась бездействующей до 2004 года. Компания повторно запустила его как Scalable Link Interface, ориентированный на использование в слотах PCI-e, а не в ранее использовавшихся слотах PCI.

Технология стала повсеместно распространенной в большинстве современных графических процессоров Nvidia, и большинство стандартных технологий чипсетов для материнских плат, особенно серии Intel X и Z, поддерживают SLI.

Большая часть аппаратной технологии была заменена и обновлена ​​для современных потребностей, но основная концепция использования мощности двух параллельных графических процессоров остается.

Зачем это нужно?

В наши дни многоядерные видеокарты — уже не новость. Но что, если Вы и так уже счастливый обладатель одной неплохой видеокарты, которая по всем параметрам подходит под создание SLI. Дешевле купить еще одну, которая станет работать с первой видеокартой по принципу 2-х ядерного процессора.

Так же не будем забывать об еще одном факте, ведь SLI — это отличное графическое решение, и отлично справляется с падающими на ее плечи задачами, но ведь есть еще и центральный процессор, слабая работа которого ограничивает мощность моста видеокарт. Поэтому следует учесть, что при установке SLI нужно запастись еще и хорошим процессором.

Производительность видеосистемы Geforce GTX 770 в режиме Sli

Конфигурация компьютера: материнская плата Rampage IV, процессор Intel Core i7-3960x, оперативной памяти 8 гГб на максимальных настройках.

Производительность видеосистемы Geforce GTX 770 в режиме Sli

Производительность видеосистемы Geforce GTX 770 в режиме Sli

Реализация концепции SLO и SLI в Instana

Инженеры Google рекомендуют начинать установку SLO с определения критичных путей пользователя по приложению, а именно конкретных действий пользователя, совершаемых в нашем приложении с целью достижения определенного бизнес результата. Например, путь пользователя по приложению с целью добавить товар в корзину.

В Instana определить пути пользователя по приложению можно с помощью функции Application Perspective. Подробнее о том, как еще использовать Application Perspective, можно прочитать в нашем посте — Observability система для микросервисов на примере Instana, часть 1

Для создания Application Perspective перейдем в интерфейсе Instana к разделу Application, кликнем на «New Application Perspective».

В появившемся окне будут предложены варианты Application Perspective. Выбрав «a critical user journey», мы укажем, какие сервисы и эндпоинты входят в «путь пользователя». А если говорить проще – то мы определили какие сервисы и эндпоинты входят в одну из бизнес-транзакций, по которой необходимо определить SLO.

После того, как мы определили пути пользователя необходимо определить метрики, которые войдут в наш SLI и установить значение SLO. Теперь мы можем перейти к созданию SLI.

Как настроить SLI?

Настроить и настроить SLI легко. Вот как вы можете сделать это:

Шаг 1. Проверьте, совместим ли ваш компьютер с SLI

Первое, что вы должны сделать перед установкой SLI, это выяснить, поддерживают ли ваши видеокарты, материнская плата, ЦП и ОЗУ, блок питания и т. Д. SLI.

Видеокарты:

По факту, НЕ ВСЕ модели видеокарт NVIDIA поддерживают SLI. Существует несколько способов идентификации видеокарты с поддержкой SLI:

Способ 1: Проверьте Сайт магазина видеокарт NVIDIA чтобы узнать больше информации о возможностях SLI конкретной видеокарты.

Способ 2: Проверьте коробку вашей видеокарты. Если есть что-то вроде «SLI готов”На коробке ваша карта поддерживает SLI.

Способ 3: Проверьте, есть ли Разъем SLI на верхнем краю (рядом с металлической панелью) вашей видеокарты. Если это так, ваша видеокарта готова к SLI.

Расположение разъема SLI
ВАЖНЫЙ! Вы можете ТОЛЬКО использование ИДЕНТИЧНЫ видеокарты для настройки системы SLI. Они должны иметь ТАК ЖЕ марка, модель и технические характеристики.

Материнская плата:

Чтобы использовать SLI, ваша материнская плата также должна поддерживать эту функцию. Материнская плата сертифицирована NVIDIA, поскольку поддержка SLI имеетSLI готовСертификация. Вы можете установить флажок, который содержал вашу материнскую плату или руководство для этой сертификации. Или вы можете перейти на его официальный сайт и просмотреть подробную информацию о совместимости вашей материнской платы с SLI.

Процессор и память:

Система SLI может значительно улучшить производительность. При этом графическая мощь все еще может быть узким местом вашего процессора и памяти компьютера. Для того чтобы ваша конфигурация SLI использовала полную мощность, рекомендуется использовать мощный процессор (Intel i7 процессор или эквивалент рекомендуется) и увеличить память компьютера (8 ГБ или выше рекомендуемые).

Источник питания:

Мощная видеокарта требует огромного количества электроэнергии, не говоря уже о нескольких. Рассчитайте количество энергии, которое требуется вашей машине, прежде чем строить систему SLI, затем замените источник питания, если это необходимо.

Когда все будет готово, перейдите к следующему шагу ниже.

Шаг 2: Установите свои видеокарты

Чтобы установить свои видеокарты:

1) Выключите компьютер и отсоедините от него кабель питания.

2) Снимите крышку корпуса вашего компьютера.

3) Удалить крышки слотов рядом со слотами PCI-Express x16, которые вы используете на задней панели корпуса компьютера.

Слоты PCI-Express x16

4) Подключите видеокарты к Слоты PCI-Express x16.

Установите первый видеокарта на основной слот (ближайший к вашему процессору), второй карта на слот рядом с основным, и так далее…

5) Подключите свои видеокарты с Соединительный мост SLI которые идут с вашей материнской платой или вы получили от NVIDIA.

Подключите мост к Разъемы SLI на верхнем краю вашей видеокарты.

Мостовой разъем NVIDIA SLI

6) Подключите разъемы питания (8-контактный) от вашего источника питания к вашим видеокартам.

Расположение 8-контактного разъема питания

7) Установите на место крышки корпуса вашего компьютера и подключите все кабели к вашей системе.

8) Включите компьютер.

Теперь ваше оборудование готово к SLI. Пришло время включить функцию SLI в вашей системе Windows.

Шаг 3: Настройте SLI в вашей системе Windows

Последний шаг — установить или обновить графический драйвер, а затем включить SLI на панели управления NVIDIA.

1. Установите драйверы для вашей видеокарты:

Для правильной работы вашей видеокарты на вашем компьютере необходим драйвер. И ваша система SLI не сможет работать без сбоев, если ваш графический драйвер неправильный или устарел. Вы должны установить последнюю версию графического драйвера на свой компьютер. Если вы хотите сделать это легко и автоматически, вы можете использовать Водитель Легко.

Водитель Легко автоматически распознает вашу систему и найдет для нее правильные драйверы. Вам не нужно точно знать, на какой системе работает ваш компьютер, вам не нужно рисковать загрузкой и установкой неправильного драйвера, и вам не нужно беспокоиться об ошибках при установке.

Вы можете автоматически обновить драйверы с помощью БЕСПЛАТНОЙ или Профессиональной версии Driver Easy. Но в версии Pro это займет всего 2 шага (и вы получите полную поддержку и 30-дневную гарантию возврата денег):

1) Скачать и установите Driver Easy.

2) Запустите Driver Easy и нажмите Сканировать сейчас кнопка. Driver Easy проверит ваш компьютер и обнаружит проблемы с драйверами.

3) Нажмите на Обновить кнопка рядом с графическим драйвером для автоматической загрузки и установки правильной версии этого драйвера (вы можете сделать это с бесплатной версией). Или нажмите Обновить все для автоматической загрузки и установки правильной версии всех драйверов, которые отсутствуют или устарели в вашей системе (для этого требуется Pro версия — вам будет предложено обновить, когда вы нажмете Обновить все).

Вы можете сделать это бесплатно, если хотите, но это частично руководство.

Включить SLI

Вы можете включить SLI на Панели управления NVIDIA. Для этого:

1) В вашей системе Windows щелкните правой кнопкой мыши пустое место вашего рабочего стола, затем нажмите Панель управления NVIDIA.

2) Нажмите Настроить SLI, Surround, PhysX в левой панели. Затем выберите Максимизировать производительность 3D.
Вы также можете выбрать другой вариант, если вы используете несколько мониторов. Но убедитесь, что Disable SLI не выбран как это вариант, чтобы отключить SLI.

Теперь ваша система SLI готова. Наслаждайся своей сверхдержавой.

Нажмите кнопку выбора Отключить SLI если вы хотите отключить SLI.

Если у вас есть какие-либо вопросы или предложения по поводу SLI, не стесняйтесь оставлять нам комментарии ниже.

Как закалялась сталь: история SLI

Одна известная пословица гласит: «Все новое — хорошо забытое старое». С ней не всегда можно согласиться, потому что все старое тоже когда-то было новым. Однако последние инновации в сфере графических видео технологий оправдывают вышеупомянутую пословицу на все 100%.

SLI от NVIDIA — что-то принципиально новое в сфере графических адаптеров, или грамотная инженерная доработка старой доброй SLI от 3dfx, работающей еще на Voodoo2 Graphics? Давайте разберемся в этом вопросе более детально, вспомнив SLI от 3dfx, проведем параллели между старой и новой реализацией одной технологии. В этой статье вы ознакомитесь с историей зарождения и развития технологии SLI, а также узнаете то, что было недосказано в статьях про SLI от NVIDIA.

Впервые SLI увидела свет на ускорителях компании 3dfx в 1998 году. Через два года, в конце 2000 года у 3dfx начались финансовые трудности, и она перешла в собственность NVIDIA. Разные источники по-разному трактуют уход 3dfx с рынка графических ускорителей, да сейчас это интересно, пожалуй, разве что в исторической перспективе.

С появлением AGP о SLI забыли и, до недавнего времени, не вспоминали. Не так давно была разработана новая шина PCI Express, видеокарты для которой уже полным ходом выпускаются на чипах всех нынешних игроков этого рынка.

В отличии от единственной на системную плату шины AGP, шина PCI Express может быть разведена на одной материнской плате различными способами, при этом даже в случае реализации нескольких PCI Express разъемов, возможностей их при грамотном «делении» производительности окажется вполне достаточно, чтобы на одну материнскую плату можно было установить несколько достаточно производительных видеокарт с единым видео выходом. Осталось только решить, каким образом две видеокарты будут совместно функционировать.

Поскольку именно NVIDIA оказалась наследницей наработок вышеупомянутой 3dfx в этой области, ей осталось доработать технологию и настроить на «современный лад». Этим, скорее всего, и объясняется тот факт, что NVIDIA реализовала совместную работу видеокарт по технологии SLI немного раньше, чем появилась ATI CrossFire.

SLI и PCI

Как и где зарождалась технология SLI? Как известно, разработкой SLI занималась компания 3dfx. Итак, вернемся в прошлое и вспомним, с чего начинала эта компания, каких вершин ей удалось достигнуть, и почему она безнадежно развалилась.

Начало эпохи 3dfx

3dfx

Производитель легендарных всемирно известных видеокарт Voodoo компания 3dfx начинала свою историю с небольшого предприятия по производству микросхем для игровых автоматов. На рынок PC она перешла в 1995 году, представив миру свой первый ускоритель 3D графики. Точнее, не ускоритель, а чипсет под названием Voodoo Graphics.

Сами же ускорители на базе чипов 3dfx выпускали другие компании. Одной из самых известных в то время была Diamond Multimedia, которая занималась поддержкой чипов Voodoo с самого начала. Самым известным видеоадаптером тех времен был Diamond Monster 3D. Ускоритель Voodoo Graphics представлял собой PCI-плату с двумя разъемами. К первому подсоединялся монитор, а ко второму — специальный passthrough-кабель, соединяющий ускоритель 3dfx с уже имеющейся в компьютере видеокартой. Так, при работе в 2D-приложениях, ускоритель передавал сигнал видеокарте через кабель. При запуске 3D-приложений отображение картинки на экран производилось при помощи ускорителя. Первый ускоритель поддерживал все API: Direct3D, Glide и OpenGL (не полноценно, а при помощи эмулятора).

Voodoo Graphics

Грамотный маркетинг, тесное сотрудничество с разработчиками ПО и очень квалифицированные специалисты не заставили долго ждать успеха. 3dfx развивалась весьма активно и уже совсем скоро начала теснить таких монстров, как S3, ATI и Matrox. А это, поверьте, не так уж легко.

Через год, в 1996 году, 3dfx анонсировала наследника Voodoo Graphics — Voodoo Rush. Впервые эти чипы были продемонстрированы на адаптерах Hercules 128/3d на Comdex. Первые продажи начались в начале следующего 1997 года. Видеоускорители на базе Voodoo Rush были дороже Voodoo Graphics и, к тому же, они не могли похвастать стабильно безглючной работоспособностью. По сему, они не претендовали на «массового» покупателя и, в принципе, считались не удачными. Видеоускорители на базе чипов Voodoo за то и ценили, что они были очень производительными и оснащенными. По этому среди покупателей ускорителей на базе этих чипов пользовались наибольшей популярностью дорогие решения.

Далее маркетинговая идея 3dfx продолжалась теми же темпами. Каждый год выпускался один топовый чип для долгосрочного пользования в перспективе, и более простая его версия, с упрощенными характеристиками.

Технология SLI

Через три года после выхода Voodoo Graphics, в 1998 году, на рынке видеокарт появилось слишком много продуктов, каждый из которых пытался «переплюнуть» шедевр 3dfx. Ответным ударом был выход нового ускорителя — 3dfx Voodoo2 Graphics. Именно на этом ускорителе впервые появилась технология SLI (а точнее — Voodoo2 SLI).

Технология SLI (тогда аббревиатура расшифровывалась, как «Scan Line Interleaving», что в переводе означало «чересстрочное сканирование кадров») позволяла объединять видеоускорители с целью увеличения производительности в 3D-приложениях.

На практике это выглядело примерно так. Так же, как и 3dfx Voodoo Graphics, 3dfx Voodoo2 Graphics был ускорителем в чистом виде. Подключение производилось по такому же самому принципу: монитор подключался к ускорителю, а специальный passthrough-кабель соединял ускоритель с 2D-видеокартой. Возможность SLI позволяла соединять видеоускоритель с таким же ускорителем посредством гибкого шлейфа, напоминающего ATA- и FDD-шлейф.

Таким образом, вся видеосистема занимала 3 разъема PCI. Конечно, это не очень удобно, но, по заверению 3dfx, позволяло увеличить производительность вдвое. На практике же прирост был не такой большой — от 20% до 50%.

Принцип работы заключался в том, что адаптеры вычисляли строки изображения поочередно. Каждый ускоритель записывал свои строки в свою видеопамять и через цифро-аналоговый преобразователь выводил свои строки на монитор. Если цифро-аналоговые преобразователи отличались по характеристикам, могли возникать неточности в отображении картинки.

Длительный период производительности Voodoo2 Graphics в режиме SLI не было равных. Этот ускоритель за время своего существования побывал во всех сегментах рынка видеокарт. Сначала он был топовым и практически не имел конкурентов.

С появлением новых чипов NVIDIA ускорители 3dfx переместились к среднему классу. И, наконец, с появлением шины AGP и выхода чипов RivaTNT и ATI Rage, ускорители Voodoo2 Graphics стали пользоваться все меньшей и меньшей популярностью. Первое время ситуацию спасали «глючные» драйвера для видеокарт AGP, но рынок видеочипов становился все уже и ситуация требовала решительных шагов вперед.

Переход на новую, тогда еще перспективную шину AGP, а также объединение ускорителя и видеокарты в одном устройстве (уже не нужно было разделять 2D и 3D графику) беспощадно убили технологию SLI. Судите сами: у шины PCI не было никакой перспективы к увеличению пропускной способности, хорошая видеосистема на базе Voodoo2 Graphics требовала немалых затрат и занимала уйму места в материнской плате, да к тому же и конкуренты не сидели на месте, разрабатывая все более мощные чипы…

Дальнейшая судьба 3dfx

После ухода с рынка видеокарт Voodoo2 Graphics компания 3dfx обновила линейку своих видеокарт. Новые чипы — Banshee, Velocity и Voodoo3 для шины AGP и PCI, были также представлены в нескольких модификациях, все шло нормально и ничто не могло предвещать беду.

Однако через неделю после появления Voodoo3 Graphics для AGP на прилавках магазинов появились новые видеокарты от конкурентов — NVIDIA RivaTNT2, Matrox G400, ATI Rage128 Pro и S3 Savage4. Самым главным конкурентом Voodoo3 была линейка чипов NVIDIA RivaTNT2. Чип от NVIDIA поддерживал 32-битный цвет, z-буфер, полнофункциональное использование шины AGP и большие текстуры. До выхода игры Quake II от id Software это было не так актуально. Но с появлением этой игры низкая функциональность видеокарт 3dfx стала более заметной и неблагоприятной.

Читайте также:  Pico tts что это за программа

Выход модернизированной версии Voodoo3 затянулся надолго. Сначала он был обещан на август 1999 года, затем перенесен на середину осени, потом снова откладывался… Тем временем выходит GeForce256, устанавливая новый уровень производительности и технологической начинки видеокарт.

Voodoo3 Graphics

Проблемы в 3dfx не исчезали, по каким-то причинам было слишком много брака, и новый чип никак не поступал в серию. В конце концов проблему выявили, но уже было слишком поздно. Рэнди Эйзенбах, руководитель производства, сократил штат инженеров, которых осталось всего двое и, судя по слухам, «сливал» информацию конкурентам. Чтобы как-то «свести концы с концами» 3dfx в июле 2000 года безуспешно попыталась продать свою фабрику по производству видеокарт в Мексике.

Через пару месяцев, в сентябре 2000 года, 3dfx сделала вынужденный решающий шаг. В надежде избежать разорения, она полностью отказалась от производства видеокарт, сосредоточившись на чипах. Но, с выходом NVIDIA GeForce2 GTS и NVIDIA GeForce2 MX, с которыми линейка чипов Voodoo 4 и Voodoo 5 просто не могла конкурировать, дела 3dfx стали совсем плохи… И уже 6 сентября стало понятно, что даже хороший инвестор не спасет ситуацию — 3dfx начала поиски потенциального покупателя их видео бизнеса.

Первые переговоры с NVIDIA состоялись 25 октября. Во время проведения переговоров компания 3dfx убедила NVIDIA в том, что приобретение их бизнеса будет очень выгодным и перспективным. Были раскрыты все секретные наработки в области видеокарт, а также изложены спецификации уже существующих технологий. NVIDIA этим заинтересовалась и предложила еще одни переговоры, до которых, кстати говоря, 3dfx могла и не дожить (ее уже в декабре могли объявить банкротом). В итоге, NVIDIA купила 3dfx со всеми ее наработками и технологиями, которые, как видите, сейчас ей пригодились.

SLI и PCI Express

PCI Express

Прошлое прошлым, а мы вернемся в наше время. NVIDIA, возрождая технологию SLI, решила не менять ее название. Изменилась только расшифровка аббревиатуры. Теперь SLI — это Scalable Link Interface, что переводится как «Масштабируемый Интерфейс Соединений».

SLI

Суть ее работы также осталась прежней. Она заключается в распределении нагрузки между двумя графическими адаптерами, находящимися в одном компьютере и соединенными между собой специальным мостиком (SLI-bridge). Это позволяет заметно увеличить производительность в 3D-приложениях, хотя и требует немалых затрат.

SLI-birge

Почему нельзя было реализовать SLI раньше? Ответ прост — потому что на материнских платах был только один разъем для графических адаптеров — AGP. Сейчас же есть PCI Express.

Разъемов с этой шиной на современных материнских платах — как минимум 2, а зачастую намного больше. Да и сама NVIDIA сегодня может себе позволить очень многое — ведь она производит не только видеочипы, но и чипсеты для материнских плат. А значит, ее в некотором роде можно считать диктатором новых направлений в сфере ИТ.

Отличия новой и старой технологии SLI

Принцип работы SLI, а также тест видеосистемы вы можете прочесть в статье «Технология SLI: AMD против Intel». В этом же материале рассмотрены отличия SLI от 3dfx и SLI от NVIDIA.

В отличии от SLI решения 3dfx, для работы SLI от NVIDIA вам понадобятся не три, а всего две видеокарты. Ведь во всех современных адаптерах ускоритель объединен с видеокартой. Это выгодно по двум причинам: задействовано меньше свободных разъемов на материнской плате, а также отсутствуют задержки при оцифровке изображения и вывода его на монитор.

SLI-birge

Как в случае с Voodoo Graphics, обе видеокарты NVIDIA соединяются с помощью SLI-bridge (SLI-мостика). Мостики бывают разной длины, в зависимости от расстояния между видеокартами. Крепится SLI-bridge на специальный разъем, который есть на каждой SLI-совместимой видеокарте. Вся информация между видеокартами передается не через шину, а через мостик на скорости около 1 Гб/с. Один из адаптеров — ведущий, второй — ведомый, к ведущему подключается монитор. На ведущей карте находится фрейм-буфер, которому сообщается вся обработанная информация с обеих видеокарт и совмещается между собой.

В отличии от 3dfx SLI, современные видеокарты могут работать в двух режимах: Split Frame Rendering и Alternate Frame Rendering. Режим Split Frame Rendering очень напоминает реализацию SLI от 3dfx. Вся картинка делится на две части таким образом, чтобы нагрузка на видеокарты при обработке изображения была приблизительно одинаковой. Заметьте, что если бы кадр делился на две равные части, нагрузка на видеокарты была бы не одинаковой. Например, в автомобильных симуляторах вся сложная часть трехмерной модели находится в нижней части экрана, а в верхней части помимо красивого горизонта, почти ничего нет. Так, одна видеокарта будет работать в полную силу, а вторая «отлынивать».

Чтобы этого не допустить, драйвера распределяют нагрузку между видеокартами должным образом. Поскольку игровые сцены в компьютерных игрушках носят нестабильный характер, драйверу нужно постоянно регулировать нагрузку между видеокартами.

В режиме Alternate Frame Rendering каждый адаптер обрабатывает свой кадр. Центральный процессор отправляет ведущей карте запрос на обработку первого кадра и сразу же отправляет ведомой карте запрос на обработку второго кадра. Таким образом, одна видеокарта обрабатывает нечетные кадры, а вторая — четные.

Теперь несколько слов о разгоне видеокарт. Их можно разгонять, только до одних и тех же частот и обе сразу. Так, помимо SLI режима, у геймеров есть возможность получить еще немного дополнительных fps в играх с помощью разгона.

Достоинства и недостатки новой версии SLI

Самым главным достоинством технологии SLI является увеличение производительности в 3D-приложениях. Еще одно — вы получаете возможность немного доплатить и купить две карточки NVIDIA GeForce 6800 вместо одной NVIDIA GeForce 6800 Ultra. Во многих играх увеличение производительности достигает 60-70%. В тестовых приложениях эта цифра иногда доходит и до 100%. Не разгоняя видеокарту и не рискуя ее перегревом, стало возможным увеличить производительность в играх. С точки зрения модернизации компьютера технология SLI также имеет свои преимущества. Не меняя видеокарту, вы просто докупаете еще одну, которая к моменту модернизации ПК обязательно подешевеет.

Albatron

Из недостатков стоит выделить высокую стоимость видеосистемы, включая мощный блок питания (от 400 Вт) и материнскую плату на новом чипсете. Также не самым лучшим образом реализовано распределение видеопамяти. Если установить в компьютер две платы по 128 Мб, то объем полезной видеопамяти так и останется 128 Мб, а не удвоится. Это объясняется тем, что данные, полученные от API, дублируются для каждой видеокарты.

Напоследок

В конце 90х годов прошлого столетия очень многим полюбилась технология SLI. Многие и сейчас рыщут по барахолкам в поисках SLI-комплектов на базе Voodoo2. Но сейчас они уже утратили смысл, современная компьютерная индустрия уже находится на намного более высоком уровне…

И вот, технология SLI снова возродилась. Конечно, производительность видеосистем SLI 1998 года с современными не сравнить. Но принцип их работы, не считая нескольких отличий, в общем остался таким же. И кто знает, было бы ли сейчас у NVIDIA какое-то подобие SLI, если бы инженеры 3dfx не потрудились в 1998 году над разработкой ускорителей Voodoo2 Graphics, на которых впервые появилась возможность SLI.

⇡#NVIDIA GeForce GTX 1070

1920 × 1080
Полноэкранное сглаживание NVIDIA GeForce GTX 1070 (1506/8008 МГц, 8 Гбайт), Direct3D 11 2 × NVIDIA GeForce GTX 1070 (1506/8008 МГц, 8 Гбайт), Direct3D 11
Ashes of the Singularity: Escalation MSAA 4x + TAA 4x 37
Battlefield 1 TAA 113 161
Deus Ex: Mankind Divided MSAA 4x 32 51
Far Cry 5 TAA 89 104
GTA V MSAA 4x + FXAA + Reflection MSAA 4x 74 95
Rise of the Tomb Raider SSAA 4x 50 77
Tom Clancy’s The Division SMAA 1x Ultra + TAA: Supersampling 70 98
Total War: WARHAMMER II MSAA 4x 37 66
The Witcher 3: Wild Hunt AA + HairWorks AA 4x 72 106
Макс. +78 %
Средн. +46 %
Мин. +17 %
2560 × 1440
Полноэкранное сглаживание NVIDIA GeForce GTX 1070 (1506/8008 МГц, 8 Гбайт), Direct3D 11 2 × NVIDIA GeForce GTX 1070 (1506/8008 МГц, 8 Гбайт), Direct3D 11
Ashes of the Singularity: Escalation MSAA 4x + TAA 4x 30
Battlefield 1 TAA 84 115
Deus Ex: Mankind Divided MSAA 4x 20 34
Far Cry 5 TAA 63 90
GTA V MSAA 4x + FXAA + Reflection MSAA 4x 53 85
Rise of the Tomb Raider SSAA 4x 29 52
Tom Clancy’s The Division SMAA 1x Ultra + TAA: Supersampling 49 71
Total War: WARHAMMER II MSAA 4x 25 46
The Witcher 3: Wild Hunt AA + HairWorks AA 4x 55 79
Макс. +84 %
Средн. +58 %
Мин. +37 %
3840 × 2160
Полноэкранное сглаживание NVIDIA GeForce GTX 1070 (1506/8008 МГц, 8 Гбайт), Direct3D 11 2 × NVIDIA GeForce GTX 1070 (1506/8008 МГц, 8 Гбайт), Direct3D 11
Ashes of the Singularity: Escalation Выкл. 39
Battlefield 1 49 81
Deus Ex: Mankind Divided 21 36
Far Cry 5 34 53
GTA V 43 75
Rise of the Tomb Raider 36 63
Tom Clancy’s The Division TAA: Stabilization 28 43
Total War: WARHAMMER II Выкл. 19 37
The Witcher 3: Wild Hunt 34 63
Макс. +95 %
Средн. +72 %
Мин. +54 %
1920 × 1080
Полноэкранное сглаживание NVIDIA GeForce GTX 1070 (1506/8008 МГц, 8 Гбайт), Direct3D 12 2 × NVIDIA GeForce GTX 1070 (1506/8008 МГц, 8 Гбайт), Direct3D 12
Ashes of the Singularity: Escalation MSAA 4x + TAA 4x 35 58
Battlefield 1 TAA 105 125
Deus Ex: Mankind Divided MSAA 4x 31 40
Far Cry 5 TAA
GTA V MSAA 4x + FXAA + Reflection MSAA 4x
Rise of the Tomb Raider SSAA 4x 49 67
Tom Clancy’s The Division SMAA 1x Ultra + TAA: Supersampling 64
Total War: WARHAMMER II MSAA 4x 31
The Witcher 3: Wild Hunt AA + HairWorks AA 4x
Макс. +66 %
Средн. +38 %
Мин. +19 %
2560 × 1440
Полноэкранное сглаживание NVIDIA GeForce GTX 1070 (1506/8008 МГц, 8 Гбайт), Direct3D 12 2 × NVIDIA GeForce GTX 1070 (1506/8008 МГц, 8 Гбайт), Direct3D 12
Ashes of the Singularity: Escalation MSAA 4x + TAA 4x 29 46
Battlefield 1 TAA 80 118
Deus Ex: Mankind Divided MSAA 4x 20 23
Far Cry 5 TAA
GTA V MSAA 4x + FXAA + Reflection MSAA 4x
Rise of the Tomb Raider SSAA 4x 27 46
Tom Clancy’s The Division SMAA 1x Ultra + TAA: Supersampling 43
Total War: WARHAMMER II MSAA 4x 21
The Witcher 3: Wild Hunt AA + HairWorks AA 4x
Макс. +70 %
Средн. +48 %
Мин. +15 %
3840 × 2160
Полноэкранное сглаживание NVIDIA GeForce GTX 1070 (1506/8008 МГц, 8 Гбайт), Direct3D 12 2 × NVIDIA GeForce GTX 1070 (1506/8008 МГц, 8 Гбайт), Direct3D 12
Ashes of the Singularity: Escalation Выкл. 38 59
Battlefield 1 48 83
Deus Ex: Mankind Divided 21 28
Far Cry 5
GTA V
Rise of the Tomb Raider 34 56
Tom Clancy’s The Division TAA: Stabilization 25
Total War: WARHAMMER II Выкл. 17
The Witcher 3: Wild Hunt
Макс. +73 %
Средн. +57 %
Мин. +33 %

Что такое мост SLI

Последнее, что вам понадобится для запуска настройки SLI, – это мост SLI. Nvidia использует физический разъем для соединения видеокарт вместе, что позволяет им взаимодействовать друг с другом, не используя драгоценную полосу пропускания в слотах PCIe.

Вам понадобится один из двух мостов SLI: либо стандартный мост (для менее мощных карт), либо мост с высокой пропускной способностью (для более мощных карт).

Серия SLI Bridge

Мост Тактовая частота Максимальная пропускная способность Рекомендуемый монитор
Стандартный мост 400 МГц 1 Гб/с 1920×1080 до 2560×1440 при 60 Гц
Мост с высокой пропускной способностью 650 МГц 2 Гб/с До 5K и объемный звук

Если у вас более мощные карты (например, GTX 1080), вы можете использовать стандартный мост, но это не позволит обеспечить полную производительность карт.

Немного истории

Началом эры SLI можно считать 1998 год. Тогда компания 3dfx впервые сумела реализовать возможность объединения нескольких видеокарт для решения одной задачи. Однако развитие интерфейса AGP затормозило разработки в этом направлении, так как все материнские платы того времени оснащались только одним слотом для видеоплаты.

подключение двух видеокарт 3dfx sli

SLI от 3DFX — «дедушка» современной технологии

После того, как в 2001 году 3dfx были куплены компанией Nvidia, все разработки в этом направлении ожидали своего часа, который наступил только в 2004 году. Именно тогда, в 6000-й серии GeForce (первые видеокарты, разработанные специально под новейший на то время интерфейс PCI-Express) имеющиеся разработки были усовершенствованы и внедрены в продукты массового потребления.

sli подключение видеокарт 6600GT

SLI из двух GeForce 6600GT

Сперва объединить можно было две видеокарты GeForce 6600 или 6800, с выходом 7000-й серии (в которой была представлена первая полноценная двухпроцессорная плата от Nvidia, 7900GX2) появилась возможность построения четырехпроцессорной конфигурации (из 2 карт), а позже стало возможным и сочетание 3 или 4 раздельных ГП.

Nvidia NVLink против SLI – различия и сравнение

С тех пор, как стало возможным использовать несколько видеокарт в системе, мы видели, как энтузиасты жаждут чудовищных машин с двумя, тремя или даже четырьмя видеокартами, установленными в них одновременно. ПК с несколькими видеокартами считались самым лучшим, что могла предложить отрасль. Мы даже видели, как несколько графических процессоров были втиснуты в одни и те же видеокарты с такими картами, как Nvidia GeForce GTX 690 и AMD R9 295 × 2. Но при всей этой шумихе и славе системы с несколькими графическими процессорами, похоже, никогда не получили успеха. Их популярность быстро и резко упала вскоре после пика популярности систем с несколькими графическими процессорами. Это снижение было связано с несколькими факторами, и одним из них была ненадежность мостовой системы, которая использовалась для соединения видеокарт друг с другом.

Техника Nvidia для соединения двух или более видеокарт друг с другом была известна как SLI, что означает Scalable Link Interface. Это была технология, которую Nvidia купила у 3dfx Interactive, которая представила ее в 1998 году. По сути, SLI – это торговая марка технологии Nvidia с несколькими графическими процессорами, созданная для соединения двух или более видеокарт в один выход с использованием алгоритма параллельной обработки. AMD, конкурент Nvidia, также представила свою версию технологии, известную как Crossfire.

Как работает SLI?

Видеокарты в системе SLI работают в конфигурации главный-подчиненный, что означает, что одной из карт назначается роль «мастера», несмотря на то, что нагрузка равномерно распределяется между всеми картами. Когда «подчиненная» карта завершает рендеринг, она отправляет свои выходные данные мастеру, который затем объединяет два рендеринга и доставляет выходное изображение на монитор. В конфигурации с двумя картами главная карта обычно обрабатывает верхнюю половину изображения, а подчиненная карта обрабатывает нижнюю половину.

Как работает SLI – Изображение: Linus Tech Tips

Две (или более) карты подключаются через мост SLI или коннектор SLI. Основное назначение моста SLI – установить соединение между картами и позволить картам установить канал связи между ними. Несмотря на то, что без SLI Bridge можно запускать несколько карт, есть несоответствие спецификаций, и обычно результаты очень плохие. SLI Bridge снижает ограничения полосы пропускания и может отправлять данные напрямую между картами. Три типа мостов SLI:

  • Стандартный мост (частота пикселей 400 МГц, пропускная способность 1 ГБ / с): это стандартный мост, входящий в комплект поставки материнских плат, поддерживающих SLI до 1920 × 1080 и 2560 × 1440 при 60 Гц.
  • Светодиодный мост (частота пикселей 540 МГц): рекомендуется для мониторов с разрешением до 2560 × 1440 при 120 Гц + и 4K. Он может работать только с увеличенной частотой пикселей, если графический процессор поддерживает эту частоту. Он продается Nvidia, а также рядом партнеров AIB.
  • Мост с высокой пропускной способностью или мост SLI HB (тактовая частота пикселей 650 МГц и пропускная способность 2 ГБ / с): это самый быстрый мост, который продается исключительно Nvidia. Рекомендуется для мониторов до 5K и объемного звучания. Мосты SLI HB доступны только в двухполосных конфигурациях, поэтому установка с более чем двумя картами здесь не удалась.

Механизм действия SLI

SLI работает двумя основными способами. Один из них – это SFR или рендеринг с разделением кадров, при котором система анализирует визуализированное изображение, чтобы разделить нагрузку между графическими процессорами, подключенными в SLI. Рамка разделена на две части горизонтальной линией. Размещение линии зависит от геометрии сцены. Основным решающим фактором при размещении линии будет сложность нагрузки, которую сцена требует в различных областях. Если одна из карт визуализирует верхнюю часть сцены, на которой есть небо, тогда линия будет ниже на изображении, чтобы компенсировать разницу в загрузке между двумя картами.

Другой способ работы SLI – это AFR или рендеринг альтернативного кадра, который довольно прост. В этом методе каждый второй кадр обрабатывается другим графическим процессором. Одна из карточек отображает все нечетные кадры, а другая – все четные. Доказано, что AFR имеет лучшую частоту кадров, чем SFR, однако он вводит новую форму артефактов, известную как микро заикание. Даже если частота кадров достаточно высока, микрорельефы могут повлиять на воспринимаемую гладкость изображения из-за небольших заиканий между кадрами из-за переменного темпа, с которым карты работают в AFR.

Читайте также:  Голосовой ввод текста на компьютере

Взлет и падение SLI

Популярность SLI резко возросла во время серии видеокарт Kepler, Maxwell и Pascal, но с тех пор она постоянно и резко снижается. Даже в эпоху серии видеокарт GTX 1000 от Nvidia популярность SLI падала. Конечно, видеокарты SLI могут обеспечить лучшую производительность, чем одиночный графический процессор, и даже выглядят фантастически при установке в корпус, но в первую очередь у SLI было больше проблем, чем преимуществ.

Прежде всего, вам нужно было проверить, поддерживает ли ваша материнская плата SLI. Это был жизненно важный шаг, поскольку некоторые материнские платы поддерживали SLI, некоторые поддерживали Crossfire, а некоторые поддерживали и то, и другое, а другие не поддерживали ни одного. После этого у вас должны были быть идентичные видеокарты. Это было непросто, так как это сделало ценовое предложение действительно искаженным по сравнению с более производительной одиночной видеокартой. Видеокарты должны были быть одной и той же модели и серии и даже одного производителя ранее, однако позже это было несколько облегчено. Для работы с несколькими видеокартами также требовался мощный и дорогой блок питания (о котором вы можете узнать больше прямо здесь), а также необходимо было отслеживать и контролировать термические характеристики из-за того, что несколько энергоемких карт работали в непосредственной близости друг от друга.

Для запуска такой установки SLI требуется много энергии – Изображение: GPUMag

Настоящей ахиллесовой пятой всей экосистемы SLI была игровая поддержка. Не все игры поддерживали SLI, и даже те, которые поддерживали, дали не впечатляющий прирост производительности, если учесть дополнительные вложения. В большинстве случаев вам было бы намного лучше купить более мощную одиночную видеокарту, чем две более слабые и установить их в SLI. С годами поддержка SLI стала еще хуже, и разработчики редко задумываются об этом в современных играх. Наконец, смертельный удар был нанесен не кем иным, как самой Nvidia, которая прекратила поддержку SLI большинством своих графических карт. Что касается линейки графических процессоров Turing, только лучшая из лучших, RTX 3090, поддерживает SLI. Это означает, что SLI для обычных потребителей практически мертв в том, что касается игр.

Что такое NVLink?

В линейке видеокарт Turing Nvidia представила новую технологию для подключения нескольких видеокарт, известную как NVLink. Это интерфейс, пропускная способность которого во много раз превышает пропускную способность старого интерфейса SLI, а также имеет множество дополнительных особенностей и функций. С технической точки зрения, это последовательный многополосный канал связи ближнего действия с протоколом проводной связи. Непросто, не правда ли? В более общем плане, это улучшенный интерфейс связи между несколькими видеокартами Nvidia, который обещает больше преимуществ и функций, чем старый SLI.

NVLink обещает значительный скачок пропускной способности – Изображение: Nvidia

NVLink можно рассматривать как попытку Nvidia вернуть себе долю рынка мульти-графических процессоров, которая сократилась в 2020 году. Эта технология обещает сделать игры с использованием нескольких видеокарт желательным и высокоэффективным методом в ближайшем будущем. NVLink по сути является гораздо более быстрым мостом, чем SLI, и призван сократить разрыв в задержках между двумя видеокартами. Директор по техническому маркетингу Nvidia Том Петерсон говорит по этому поводу следующее:

«Этот мост виден играм, а это значит, что, возможно, будет приложение, которое смотрит на один графический процессор, а смотрит на другой и делает что-то еще», – объясняет Петерсен. «Проблема с вычислениями с несколькими графическими процессорами заключается в том, что задержка от одного графического процессора к другому очень велика. Он должен проходить через PCIe, он должен проходить через память, это очень большое расстояние с точки зрения транзакции »…» NVLink все это исправляет. Таким образом, NVLink значительно снижает задержку передачи данных от графического процессора к графическому процессору. Так что дело не только в пропускной способности, а в том, насколько мне близка память этого графического процессора. Этот графический процессор, который находится по ссылке … Я могу думать об этом как о своем брате, а не как о дальнем родственнике ».

Он также добавил, что NVLink был скорее планом на будущее, чем текущим решением:

«Думайте о мосте больше, поскольку мы хотим заложить фундамент для будущего»… »И как только это сработает, и мы развернем мосты, и люди поймут, что это мост со скоростью 100 ГБ / с, разработчики игр будут видеть, что.”

Похоже, что Nvidia на самом деле делает ставку на будущее NVLink, а не на настоящее. Nvidia знает, что поддержка нескольких графических процессоров на данный момент довольно разочаровывает, поэтому они хотят представить технологию, которая будет пытаться не только изменить точку зрения разработчиков игр, но и взгляды обычных потребителей на использование нескольких графических процессоров. поддерживать.

Как работает NVLink?

В отличие от SLI, NVLink использует ячеистую сеть, которая представляет собой топологию сети, в которой узлы инфраструктуры подключаются напрямую неиерархическим способом. Это позволяет ретранслировать информацию каждым узлом индивидуально, а не маршрутизировать через один конкретный узел. Это также позволяет узлам динамически самоорганизовываться, что позволяет динамически распределять рабочие нагрузки. NVLink черпает свою главную силу в этом механизме, а именно в его скорости.

NVLink также покончил с отношением «главный-подчиненный» в реализации SLI, вместо этого он обрабатывает каждый узел одинаково, что значительно улучшает скорость рендеринга. В отличие от SLI, NVLink имеет то преимущество, что память обеих видеокарт всегда доступна. Это связано с невероятной реализацией NVLink в ячеистой сети. По сути, связь карт NVLink является двунаправленной, и две подключенные карты действуют как одна.

Как работает NVLink – Изображение: Linus Tech Tips

Скорость интерфейса NVLink отражается на пропускной способности его мостов. В то время как даже лучшие мосты SLI имели пропускную способность в лучшем случае 2 ГБ / с, мост NVLink в некоторых случаях обещает ошеломляющие 200 ГБ / с. Конечно, мосты NVLink на 160 и 200 ГБ / с ограничены графическими процессорами профессионального уровня Nvidia Quadro GP100 и GV100 соответственно, но эти цифры по-прежнему свидетельствуют о невероятном скачке пропускной способности интерфейса NVLink по сравнению с SLI. Графические процессоры для энтузиастов высшего уровня, такие как TITAN RTX или 2080Tis, в большинстве случаев могут рассчитывать на потенциальную пропускную способность колоссальных 100 ГБ / с.

Стоит ли NVLink?

Итак, NVLink от Nvidia наконец-то устранил проблемы рендеринга на нескольких GPU в играх? Что ж, ответ по-прежнему отрицательный. Хотя NVLink добилась некоторых положительных успехов в правильном направлении, особенно в методе, в котором обе карты используются по сравнению с SLI, проблема SLI никогда не заключалась в методологии. Настоящая проблема экосистемы с несколькими GPU – поддержка игр. Даже с NVLink большинству современных игр сложно использовать более одного графического процессора. Принимая во внимание стоимость двух видеокарт и незначительное улучшение производительности в большинстве сценариев, было бы неразумно инвестировать в NVLink для потребительских приложений, таких как игры.

NVLink против SLI Bridge – Изображение: Nvidia

Для профессиональной работы NVLink может быть просто необходимостью обновления. Для людей, работающих с графическими процессорами Nvidia Quadro или такими картами, как RTX A6000, NVLink может быть большим подспорьем не только в повышении производительности рендеринга, но и благодаря тому факту, что NVLink позволяет получить доступ к общей памяти обеих карт, что может быть огромная помощь в профессиональных нагрузках.

Однако для большинства геймеров выбор одной видеокарты, которая предлагает более высокую производительность, является лучшей идеей, чем покупка двух более слабых карт и подключение их через NVLink или SLI, если на то пошло.

Заключительные слова

SLI от Nvidia была интересной и привлекательной технологией, когда она была впервые запущена и вскоре приобрела популярность благодаря своему потенциалу и довольно приличной поддержке со стороны разработчиков в эпоху Максвелла и Паскаля. Однако пик популярности SLI был недолгим, поскольку индустрия быстро двигалась вперед, а SLI остался в прошлом, и как разработчики, так и геймеры отказались от технологии в пользу более мощных графических процессоров.

Nvidia попыталась заново изобрести рынок нескольких графических процессоров, запустив NVLink, который представляет собой значительно улучшенное соединение по сравнению с SLI, но, тем не менее, он не может решить многие проблемы, которые в первую очередь мешают SLI. Это делает его жесткой рекомендацией для геймеров в 2020 году, когда более мощные одиночные видеокарты могут обеспечить лучший опыт надежно и по более низкой цене.

Производительность видеокарт в режимах SLI и CrossFireX

Заядлые игроки не спят ночами, думая, как обеспечить увеличение производительности своего компьютера, чтобы игровой мир предстал перед ними во всей красе максимальных настроек графики. Для этого, одни покупают дорогую топовую видеокарту, другие — несколько бюджетных видеокарт и объединяют их с помощью технологии SLI или CrossFireX. Что же целесообразнее и эффективнее? Какой прирост производительности игрового видео дают две бюджетные видеокарты в режимах SLI и CrossFireX в сравнении с одной топовой?

Видеокарта Sapphire Radeon HD 7950

Видеокарта Sapphire Radeon HD 7950

Одна видеокарта против двух

Возьмем среднего игрока, имеющего одну из новых видеокарт, к примеру Radeon HD 7950. Что произойдет с производительностью, если использовать вместе с ней в связке вторую такую же видеокарту по технологии CrossFire? Тестирование в бенчмарке от Futuremark показывает: в одиночку HD 7950 выдает 34,9 FPS, две такие карты, HD 7950 CrossFireХ — 69,9 FPS (при разрешении 1024 на 768), или 5,8 FPS и 11,6 FPS соответственно при разрешении 2560 на 1600. Тест Unigine Heaven 2.0 показывает в разрешении 1024 на 768: HD 7950 в одном экземпляре — 108,6 FPS, в связке из двух — 163,9 FPS, либо при 2560 на 1600 — 39,2 FPS и 77,8 FPS соответственно. Как заметно из данных тестов, две видеокарты дают прирост производительности практически в два раза по сравнению с одной. Можно утверждать, что за 500 долларов (средняя цена видеокарты Radeon HD 7950 сейчас 250 — 300 долларов) это вполне достойное решение для большинства игр. Стоит отметить, что компания AMD любит выпускать новые видеокарты с «сырыми» драйверами, поэтому некоторые игры, к примеру Elder Scrolls: Skyrim, Battlefield 3 могут отображаться не так красиво, как должны.

Две объединённые в режиме SLI видеокарты

Две объединённые в режиме SLI видеокарты

CrossFireX и SLI

Технология CrossFireX от AMD по сути аналогична SLI (Scan Line Interleave) от NVIDIA, они обе служат для объединения нескольких видеокарт для обработки 3D изображений. Первая обещает средний прирост производительности в зависимости от разрешения и модели карты на 70-100%, вторая — в 2 раза.

Обе технологии требуют наличия специальной материнской платы, минимум с 2-мя разъемами PCI Express x16/2.0/2.1, мощный блок питания — более 500 ватт и шустрый многоядерный процессор. Видеокарты нужны одной серии, модели могут быть разными (на разных чипах). Быстродействие всей системы будет определяться ядром наименее производительной из карт. Соединять видеокарты нужно специальными гибкими мостиками, раньше применялся еще и программный способ, когда передача данных шла через шину PCI Express, а сопряжение видеокарт осуществлялось драйверами, но потери производительности такого способа по сравнению с физическим составляли от 10-15%. Последние модели видеокарт вовсе не могут так объединяться. При помощи технологий CrossFireX и SLI можно объединить до 4 видеокарт.

Изображение при использовании нескольких графических процессоров строится несколькими методами. Первый — Scissor (CrossFireX) или Split Frame Rendering (NVIDIA), при котором разные видеокарты обрабатывают разные части изображения, не всегда равные. Минус данного режима — проблема сглаживания на стыке частей изображения.

Второй режим — SuperTiling (только CrossFireX), когда картинка делится на равные квадраты, нагрузка на видеокарты распределяется приблизительно одинаково. Недостаток заключается в неравномерной обработке графической и геометрической составляющих кадра.

Alternative Frame Rendering — используется AMD и NVIDIA. Видеокарты обрабатывают кадры по очереди, пиксели и геометрическая составляющая кадра рассчитываются совместно, но из-за неравных характеристик кадров изображение может «замораживаться».

SuperAA (CrossFireX) или SLI AA (NVIDIA) — этот метод нацелен на улучшение качества картинки больше, чем на повышение производительности. Две видеокарты прорисовывают одно изображение с разными режимами сглаживания, заключительная картинка генерируется потом.

Однозначно ответить, что из технологий лучше, CrossFireX или SLI, нельзя. В настоящий момент производитель CrossFireX заявляет, что скоро будет возможна работа со всеми приложениями, включая старые игры, которые никак не реагировали на увеличение количества видеокарт. SLI такой гарантии не дает. Однако, недавно проводилось тестирование двух технологии с помощью инструмента Frame Capture Analysis Tool (FCAT) от NVIDIA, который тестирует количество «коротких» и пропущенных кадров, не учитываемых обычными системами измерения производительности по количеству кадров в секунду. Результаты показали, что связка CrossFireX обычно содержит больше пропущенных и «коротких» кадров, чем SLI NVIDIA. Пока нет достоверных данных, сможет ли рядовой геймер заметить эти различия.

Мостик SLI

SLI мост

Анализ связок из двух видеокарт и одной топовой показал, что связка приближается по эффективности или превосходит топовую. Так, пара HD 7850 превосходит HD 7970 GHz Edition (почти на том же уровне сработали две карты HD 7790). А две GTX 650 Ti BOOST побили результат GTX 680 (NVIDIA), связка из GTX 660 также подобралась по производительности к GTX 780. Это данные для большинства игр, в игре Batman:Arkham City пара CrossFireX не работает вообще, а на разрешении 1920×1080 две GTX 660 уступают одной GTX 770. Стоимость топовых карт может составлять до 25000 рублей, связка из двух более древних обойдется дешевле без потери производительности. С другой стороны, материнская плата с поддержкой режимов CrossFireX или SLI стоит дороже обычной, мощный блок питания, тоже удовольствие не из дешевых, если присовокупить к этому расходы на электричество, получается, что система на нескольких видеокартах не намного дешевле, а быть может даже дороже системы на одной топовой видеокарте. Кстати, старые видеокарты могут не поддерживать DirectX одиннадцатой версии, что тоже отражается на качестве игровой графики.

Использование режимов CrossFireX или SLI оправдано в современных компьютерных играх с высокими требованиями к графическим адаптерам и поддержкой DirectX 11, таких как Crysis Warhead, Metro 2033, Crysis 2, Far Cry 3, Crysis 3, Battlefield 3, Batman:Arkham City, Dirt Showdown. Что касается более старых игр, платить больше за незначительный прирост производительности, который может вообще оказаться незаметным пользователю, особого смысла нет.

DirectX 11

Видеокарты — это аппаратные технологии, но одного «железа» недостаточно. Для того, чтобы игра полноценно работала, нужен еще и специальный софт. Для того, чтобы игра была совместима с ОС Windows, ставится игровой движок DirectX. 11 версия разработана специально под Windows 7, с еще более современным Windows 8 поставляется DirectX 11.1.

По сравнению с предыдущими версиями технологии, в одиннадцатой доступна низкоуровневая поддержка операционной системы и аппаратного обеспечения, многопотоковая обработка существенно улучшилась. Теперь возможна расширенная аппаратная обработка изображений для тесселяции, для этого используются три дополнительные стадии. Значительно улучшено сжатие текстур. В 11 версии встроена 5-ая шейдерная модель, которая использует множество объектно-ориентированных концепций, можно легко решить проблемы, связанные с характером шейдеров с помощью усовершенствованных интерфейсов, полиморфизма и дополнительных объектов.

Как отключить SLI/Crossfire простейшим методом?

Теперь перейдем непосредственно к процессу отключения этих режимов. Наверное, каждый юзер понимает, что вопрос "как отключить режим Crossfire или SLI" сводится к тому, чтобы не использовать в системе второй графический адаптер. И, как уже понятно, простейшим решением является обычное извлечение одной из карт из слота на материнской плате, что применительно к стационарным компьютерам.

Но ведь и на современные ультрабуки можно устанавливать дополнительное оборудование, в частности те же видеоадаптеры, которые, в принципе, могут использовать режим Crossfire. Как отключить на ноутбуке одну из карт? Проще простого. Описанные далее методы годятся и для стационарных компьютерных терминалов, и для лэптопов.

Режим SLI и решения проблем, которые связаны с данным режимом

Здравствуйте, сегодня мы поговорим о видеокартах Nvidia работающих в режиме SLI, а именно об их проблемах и способах их решения, но сначала разберемся, что такое режим SLI. Nvidia SLI – это технология, которая позволяет использовать несколько видеокарт одновременно и при этом существенно повысить производительность системы. Одним из основных требований является использование одинакового графического процессора на используемых видеокартах. Ниже будут перечислены более детальные требования для построения компьютера, который будет работать с данной технологией.

  1. Материнская плата должны иметь два или более разъемов, которые поддерживают данную технологию;
  2. Хороший блок питания, который сможет обеспечить питанием нашу систему (блоки SLI-Ready являются рекомендуемыми);
  3. Видеокарты, которые поддерживают данную технологию;
  4. Мост, которым можно объединить видеокарты;
  5. Процессор с высокой тактовой частотой, который сможет раскрыть потенциал видеокарт, чтобы не возникало падение кадровой частоты и производительности в целом.

С вышеперечисленного выходит, что построение NVIDIA SLI не является чем-то недостижимым, а наоборот практически ни чем не отличается от сборки обычного домашнего компьютера.

Ну что ж, выше была изложена информация, зачем нужен SLI, его плюсы, а теперь переходим к проблемам и их решению.

  • Первая проблема это зависимость от драйверов, драйвера нужно обновлять очень часто, поскольку вносятся серьезные изменения и выходят оптимизации под конкретные игры либо приложения;
  • Вторая проблема заключается в том, что не все игры/приложения поддерживают данную технологию и в некоторых играх/приложениях нужно заставлять работать именно несколько Ваших видеокарт;
  • Третья проблема данной технологии в тех же обновлениях, поскольку при каждом обновлении драйвера нужно проводить некоторые манипуляции, чтобы работали все видеокарты, а это не всякий раз удобно и не все обладатели данной технологии готовы «рыться» в настройках и разбираться со своими проблемами.
  1. Первая проблема решается достаточно просто. Скачиваем утилиту с официального сайта NVIDIA GeForce Experience, регистрируемся для использования данной программы, заходим на свой аккаунт, и кликаем кнопкой мышки «Проверить наличие обновлений». Если найдется более свежий драйвер, то он будет скачан, и Вам предложат его установить.
  2. Вторая проблема не всегда решаемая, поскольку не все производители приложений оптимизируют свои приложения под данную технологию, но все же можно попробовать исправить проблемы с производительностью некоторыми несложными манипуляциями в настройках самого драйвера под Вашу систему SLI.
Читайте также:  Инструмент Магнитное лассо в Фотошопе

Ниже представлю Вам пример настройки игры The Sims 2, которая по умолчанию не оптимизирована под режим SLI.

Открываем «Панель управления Nvidia» — управление параметрами 3D – программные настройки и нажимаем на кнопку «Добавить» — указываем путь к файлу, который запускает нашу игру — смотрим на второй раздел «Укажите настройки для этой программы» — режим рендеринга SLI, если есть «Nvidia рекомендует (SLI)», то выбираем данный пункт, если нет, то выбираем «Выполнять альтернативное построение кадров 2».

Нам нужно еще настроить управление электропитанием, а для этого идем в «Режим управления электропитанием» и выбираем пункт «Предпочтителен режим максимальной производительности ».

Последним пунктом у нас будет настройка «CUDA – графические процессоры» в данной настройке должны быть выделены галочкой абсолютно все Ваши видеокарты, которые вы хотите использовать в данном приложении.

  1. Третья проблема решается довольно просто, но появляется каждый раз, как мы обновили драйвер и для её исправления нужно несколько кликов. Поскольку мы еще не выходили с панели управления Nvidia нужно кликнуть на вкладку «Настройка SLI, Surround, PhysX» и нажать на «Обновить параметры» затем на кнопку «Применить» и данная проблема будет решена.

Если вы любите играть в компьютерные игры, вы, вероятно, хотите, чтобы ваши игры работали как можно лучше. Одна из ключевых особенностей игрового компьютера – это его видеокарта; в случае с производителем Nvidia вы сможете соединить вместе две, а то и больше, одинаковых видеокарт, чтобы получить огромный прирост в производительности. Следуйте нашим советам, чтобы узнать, как это сделать.

Убедитесь, что ваша операционная система поддерживает технологию SLI. Две карты в режиме SLI поддерживаются системами Windows 7, Vista, 8, или Linux. Три и четыре карточки в режиме SLI поддерживаются только в Windows Vista, 7 и 8, но не в Linux OS.

Проверьте установленное оборудование. Технология SLI требует наличия материнской платы с несколькими слотами PCI-Express, а так же блок питания с достаточным количеством коннекторов. Вам потребуется блок питания, обеспечивающим мощность хотя бы в 800 Ватт.

  • Некоторые карты позволяют параллельную работу четырех видеокарт в режиме SLI. Большинство карт сделаны для работы в режиме двух видеокарт.
  • Чем больше видеокарт, тем больше потребуется мощности.

Возьмите видеокарты, поддерживающие технологию SLI. Практически любые современные карты Nvidia поддерживают конфигурацию SLI. Для этого вам потребуется хотя бы две одинаковые модели карт с одним количеством видеопамяти.

  • Карточки не обязательно должны быть произведены одним производителем, достаточно, чтобы это были одинаковые модели с равным количеством памяти.
  • Карточки не обязательно должны иметь одинаковые частоты, но тогда вы можете наблюдать небольшое падение производительности.
  • Для достижения наилучших результатов, используйте идентичные видеокарты.

Установите видеокарты. Установите карточки в два PCI-Express слота на вашей материнской плате. Графические карты устанавливаются в слоты обычным способом. Постарайтесь не повредить крепления, или не устанавливать карты под неправильным углом. Как только карты будут на месте – закрепите их при помощи специальных креплений, или винтов.

Установите SLI мост. Все карты, поддерживающие режим SLI, обычно поставляются со специальным «мостом» SLI. Этот коннектор подключается к верхним частям видеокарт, таким образом соединяя их вместе. Это позволяет карточкам передавать данные друг-другу напрямую.

  • Мост не обязательно устанавливать для соединения карт в режиме SLI. Без моста карточки будут работать сообща при помощи слотов PCI-Express на материнской плате. Такой тип соединения приведет к сниженной производительности.

Включите ваш компьютер. После установки видеокарт закройте корпус компьютера и перезапустите его. Вам не нужно делать изменения настроек до полного включения системы.

Установите драйверы. Ваша операционная система должна автоматически обнаружить графические карты и попытаться установить подходящие драйверы для них. Этот процесс может занять больше времени чем установка видеокарт, потому что драйверы будут устанавливаться отдельно для каждой карты.

  • Если установка не началась самостоятельно – загрузите последние драйверы с вебсайта Nvidia и запустите установочные файлы по окончанию загрузки.

Настройте SLI. Как только драйверы будут установлены – нажмите правой кнопкой мыши на рабочем столе и выберите пункт «Панель управления Nvidia». Откроется новое окно, в котором вы сможете изменить графические настройки. Найдите пункт меню с названием «Настроить SLI, Physx».

  • Выберите «Максимальная производительность 3D» и выберите Применить.
  • Экран моргнет несколько раз, пока применяются настройки SLI. Вас спросят, хотите ли вы сохранить новые настройки.
  • Если в панели управления нет нужной функции, значит ваша система, скорее всего, не распознала одну, или несколько ваших карт. Откройте Диспетчер устройств в Панели управления и проверьте, все ли графические адаптеры присутствуют в списке Видеоадаптеров. Если ваших видеокарт нет в списке – проверьте соединение, а так же установленные драйверы.

Включите технологию SLI. Выберите пункт Изменить настройки 3D изображений в меню слева. В общих настройках пролистайте список вниз, пока не обнаружите параметр «Режим производительности SLI». Измените параметр с «Один графический процессор» на «Альтернативная обработка 2». Таким образом вы включите режим SLI для всех ваших приложений.

  • Вы можете сделать отдельные настройки для различных видеоигр, открыв вкладку Настройки приложений и выбрав «Режим производительности SLI».

Сегодня мы познакомимся с построение SLI или CrossFireX конфигурация на материнских платах ASUS ROG Maximus V.

В данной инструкции мы рассмотрим пример построения SLI и CrossFireX системы на базе материнской платы ASUS ROG Maximus V Formula.

Устанавливаем первую видеокарту в верхний красный слот PCI-Express (х16).
Так как мы заинтересованы в установке двух видеокарт, то вторую надо установить в средний (тоже красный) слот. В таком случае режим работы каждого слота будет PCI-E 3.0 х8. Такой пропускной способности хватит (учитывая стандарт 3.0), поэтому потери производительности не будет.
Осталось убедиться, что защёлки на слотах держат карты и что мы подключили дополнительное питание.

Установка второй видеокарты.
Вторая карта должна быть максимальна схожа с первой. Для NVIDIA всё просто — необходимо устанавливать две одинаковые видеокарты (к первой GTX 670 надо ставить вторую GTX 670). При этом драйвер будет синхронизировать частоты графического процессора и видеопамяти для корректной работы.
А для AMD ситуация интереснее — можно использовать несколько разные видеокарты. Например, с HD 7970 можно использовать HD 7950. А ещё мы приготовили специальную таблицу для упрощения выбора:

Отметим, что устанавливать SLI или CrossFireX видеокарты NVIDIA + AMD нельзя.

На плате Maximus V Formula первый и второй слоты PCI-Express (размер х16) расположены таким образом, что вы без проблем сможете установить даже трёхслотовые видеокарты, такие как ASUS DirectCU II.

Не стоит устанавливать видеокарту в самый нижний PCI-Express слот, так как его пропускная способность всегда ограничена режимом х4.

Ну что ж, когда мы установили две видеокарты, стоит соединить их специальным мостом. Мосты для SLI обычно поставляются в комплекте с материнскими платами, а CrossFire мосты — с видеокартами. Устанавливать мосты надо на одну и ту же контактную площадку обеих карт.

При использовании одного монитора, его необходимо подключить к видеовыходу верхней карты. Если у вас конфигурация из трёх мониторов, то, при использовании карт AMD, третий необходимо подключать к выходу DisplayPort, вто время, как в случае с картами NVIDIA можно подключать все три через DVI выходы.

Когда мы всё подключили, остаётся только кое-что настроить в BIOS и драйверах.
Нам нужна закладка Advanced, затем System Agent Configuration и в этом меню NB PCIe Configuration. Надо поменять значения «Auto» на «Gen 3».

Теперь можно загрузить операционную систему и установить драйвера.
Когда установка будет завершена и система перезагружена, нам необходимо попасть в панель управления видеокартами.
В ней надо включить SLI или CrossFire, в зависимости от нашей конфигурации.

И надо убедиться, что всё работает как надо. Например, при помощи бенчмарка Unigen Heaven 3.0.
Прирост от второй GTX 670 очевиден (для разных систем результаты могут разниться):

Для одной и двух HD 7970 соответственно:

Надо сказать, что прирост от установки второй видеокарты может быть не в каждой игре. Это может быть связано как с самой игрой, так и с драйверами. Поэтому надо следить за обновлениями драйверов и самой игры (патчи).

Остаётся только добавить, что необходим качественный и мощный блок питания. Для системы с двумя видеокартами мы рекомендуем блок питания мощностью минимум 700 Вт.

Данный материал является свободным переводом

Многие бывалые пользователи компьютеров, а особенно, геймеры рано или поздно сталкиваются с технологиями для улучшения графических возможностей устройства. В различных вариациях изготовления это может быть SLI или Crossfire, разница только в фирме-производителе.

Зачастую такие способы изменения графических показателей применяются в стационарных компьютерах, но и использование их в ноутбуках тоже не исключено. Далее будет подробно рассмотрен каждый из вариантов применения такой технологии и возможности ее отключения, при необходимости.

Что такое SLI и Crossfire

Весь процесс рассмотрения текущей проблемы следует начать с разбора общего понятия технологий SLI и Crossfire. Они представляют собой режимы работы персональных компьютеров, которые дают возможность установки и функционирования в устройстве нескольких видеокарт одновременно. Для активации такого режима в стационарном компьютере достаточно просто вставить в материнскую плату две видеокарты, но бывают случаи, при которых в основную плату уже встроен графический чипсет. Тогда нужно просто добавить к нему еще один, с помощью специального слота. Каждый из возможных вариантов активации технологии следует разобрать подробнее, а затем уже решить вопрос отключения функций.

Понятие SLI

Данная технология была разработана кампанией nVidia только для видеокарт их производства. Она подразумевает одновременное использование ресурсов нескольких видеокарт, предоставляя возможность пользователю объединить их в одно целое. По сути, рассматриваемая технология является своего рода переходником, соединяющим несколько графических адаптеров.

Понятие Crossfire

Эта технология, в принципе, абсолютно аналогична предыдущей, разница лишь в разработчиках. Технологию Crossfire презентовали миру представители кампании AMD. Пользователям буден интересна информация о материальной выгоде этой технологии. Ведь покупка и связка двух видеоадаптеров этой кампании обойдется заметно дешевле, чем приобретение нескольких видеокарт производителя nVidia. К тому же, более дорогой вариант связки графических адаптеров не имеет возможности быть активной на любой материнской плате. Хотя процесс дезактивации любого варианта такого моста будет одинаковым. Для начала рассмотрим особенности работы технологий.

Специфика подключения технологий

Главное, в осуществлении данного процесса, это подходящая для него материнская плата. Не все модели поддерживают такую функцию, поэтому сначала следует ознакомиться с возможностями системы. На «материнке» должна находиться соответствующая маркировка, иначе, даже при наличии нескольких слотов, видеокарты не будут работать в паре. Такая же система относится и к установке дискретного и интегрированного адаптеров, есть вариант использования только одного из них.

Также следует заметить, что технология предоставленная корпорацией nVidia, дает возможность объединенной работы только для видеокарт, выпущенных на одинаковых чипах. То есть, это могут быть две совершенно одинаковые модели или хотя бы, представители одной серии. Другие варианты связок просто не будут работать. А вот при использовании видеокарт Radeon ситуация меняется в корне. Здесь совсем не важно, в каких именно конфигурациях выполнены графические адаптеры. Представители серии R9, например, работая в паре, дают компьютеру возможность использования максимума от предоставляемого играми. Многие пользователи такими связками увеличивают частоту раскадровки, добиваясь высоких показателей.

К тому же, для использования SLI-моста, необходимо крепить специальный переходник. Он может поставляться вместе с видеокартой, которая поддерживает эту функцию, или в наборе с самим графическим адаптером. Без его установки, технология не будет работать.

Ошибочные мнения о режиме Dual Graphics

Многие новички, не разобравшись до конца во всех тонкостях увеличения производительности, таким образом, делают поспешные выводы. Почему то юзеры считают, что если установить мост с двумя одинаковыми видеокартами, то показатели увеличатся в два раза, и так же, соответственно, с остальными вариантами объединения. Но по факту увеличение происходит всего на двадцать-тридцать процентов и то, отталкиваясь от показателей слабейшего адаптера. Вот яркий пример: если установить две видеокарты с объемом памяти у одной восемь гигабайт, а у другой два гигабайта, то в конечном итоге пользователь не получит больше двух гигабайт на выходе. Аналогичная ситуация происходит и с картами, имеющими одинаковый объем памяти. На выходе будет получен показатель только одной из них. Такая же особенность касается и не только памяти. Например, при одновременной установке карт MSI и EVGA общая выходная частота будет рассчитываться по наименьшему показателю. В общем, не стоит возлагать большие надежды на такую технологию.

Деактивация технологий

После подробного рассмотрения основных функций и возможностей SLI и Crossfire пора переходить непосредственно к вопросу статьи. Понятно, что вся суть осуществления отключения данных режимов сводится к удалению одной из видеокарт. При работе со стационарным компьютером это не составит проблем. Нужно просто извлечь из слота один графический адаптер и проблема будет решена. Этот способ можно назвать механическим и одновременно самым простым, но вопрос остается открытым, если такой режим работы активен на лэптопе. Современные модели ноутбуков также имеют возможность установки дополнительных видеоадаптеров и, в частности, технологии Crossfire. Таким образом, механическое извлечение видеокарты здесь не подойдет, нужно использовать другой метод. Далее рассмотрим программные варианты решения поставленной задачи.

Отключение технологии через BIOS

Такой способ подойдет для обоих вариантов функции. Базовая система ввода-вывода данных есть на любом устройстве и с ее помощью можно решить очень много проблем. Для начала нужно войти в систему, делается это зажатием кнопки при запуске компьютера. Какой именно зависит от версии базовой системы, чаще всего это Del. После входа необходимо пройти в меню до вкладки Advanced, при использовании дискретного адаптера, и напротив графического адаптера выставить необходимые настройки. При использовании же интегрированной системы, нужно найти вкладку Onboard или Integrated Devices и в параметрах указать Disabled или просто Off, все зависит, опять-таки, от версии. Конечно, такой вариант не сложный, но если у пользователя проблемы с пониманием английского, то у него может не получиться самостоятельно найти нужные параметры. В этом случае придется рассмотреть другой способ.

Диспетчер устройств

Для решения проблемы можно использовать стандартные средства установленной операционной системы. Windows предоставляет пользователю настраивать самостоятельно использование всех установленных устройств через «диспетчер устройств». Найти его можно с помощью «панели управления» или «администрирования». Для продвинутых юзеров можно предложить ввести в командную строку devmgmt.msc. После открытия необходимого окна, в нем нужно найти раздел с указанием установленных видеокарт. Теперь просто выбирается адаптер, который необходимо отключить и кликом по нему правой кнопкой мыши вызывается меню свойств. В нем есть кнопка отключения устройства. Вот, собственно, и все. Такой способ отключения режима SLI-Crossfire даже не требует последующей перезагрузки системы для активации новых настроек. К тому же, выполнить эту команду можно непосредственно из контекстного меню.

Деактивация через стандартные программы

При всей простоте использования вышеперечисленных методов, наиболее безопасным все же является использование «родных» программ, которые устанавливаются на компьютер вместе с драйверами для графического адаптера. Также подобные утилиты можно ввести в систему дополнительно. Такие программы максимально просты в использовании и пользователю не придется производить никаких дополнительных действий для осуществления изменения параметров. Использование такого метода более эффективно, в частности оно исключает появление возможных конфликтов между оборудованием.

В общем, все возможные варианты отключения режимов SLI-Crossfire были рассмотрены выше. Но после рассмотрения всех подробностей работы такой технологии становиться актуальным вопрос: а нужна ли такая система вообще? Существует множество различных мнений и в поддержку этих режимов и против них. Дело в том, что особого прироста производительности ждать не стоит, к тому же, возможно возникновение конфликта оборудования. Одновременная работа нескольких видеокарт слишком поднимает температуру в системном блоке, перегревая его. Минусом можно смело назвать и завышенное энергопотребление при работе такого режима, ведь две карты, как ни крути, «кушают» больше чем одна. К тому же не все игры поддерживают данную технологию и могут просто не запускаться на системе с наличием SLI-Crossfire.

Учитывая то, что выходные показатели равняются по худшей видеокарты, лучшим вариантом будет приобретение одной мощной, за те же деньги, что были куплены две более слабые. Таким образом, точно будет увеличена работоспособность системы и не будут возникать лишние проблемы. Конечно, в некоторых случаях, использование мостов между несколькими видеокартами необходимо. Главное, при их не использовании вовремя отключать лишний видеоадаптер, во избежание перегрева системы и повышенного энергопотребления. Использовать при этом желательно специализированное ПО, хотя при его отсутствии можно воспользоваться и другими способами. Какими именно, сегодня уже было подробно описано.

Ссылка на основную публикацию